Беспрецедентный случай — сейчас в прокате можно посмотреть 11 отечественных лент, большая часть которых — это комедии разного уровня качества. «Курсив» рассказывает о двух киноновинках, которые действительно достойны внимания зрителей. Это историческая драма «Жел тоқтаған жер» Ардака Амиркулова, ставшая лучшей картиной по версии Ассоциации кинокритиков Казахстана и захватывающий экшн «Операция «Набат» Рашида Сулейменова, созданный по мотивам реальной истории, произошедшей в республике в 90-х годах.
Отечественных лент снимается много, но качество картин, которые рассчитаны на массового зрителя, оставляет желать лучшего. При этом кино, достойное обсуждения, зачастую остается без внимания, так совершенно незаметно в прокате идут два фильма, снятые за государственный счет, но не вызвавшие ажиотажа у зрителей. Одна из причин — это отсутствие должной пиар-кампании и, вероятно, отсутствие необходимого маркетингового продвижения фильма. Большинство потребителей казахстанского контента о них даже не знают.
Между тем новая драма одного из наших мэтров Аркада Амиркулова, известного своим историческим эпиком «Гибель Отрара» — «Жел тоқтаған жер» уже получила четыре важных приза. Сначала ее отметили критики на Таллинском международном кинофестивале, где состоялась мировая премьера этого фильма, он там стал лучшим в секции «Выбор критиков». Не так давно на родине лента получила еще три награды от казахстанских критиков: это «Лучшая драма» 2023 года, по версии Ассоциации кинокритиков Казахстана, а также «Лучшая женская роль», которая заслужено досталась молодой актрисе Жанар Шокпановой. Ее Жупар стала одним из самых невероятных женских образов в современном казахском кино. Еще один приз достался художнику-постановщику этой драмы Умирзаку Шманову.
В свою очередь картина «Операция «Набат» Рашида Сулейменова, снятая киностудией «Казахфильм», тоже оказалась удачной — не так часто кинопроекты, снятые при поддержке МВД на самом деле удаются. Даже при некоторой пафосности боевика, что понятно, он, тем не менее, сделан хорошо и является примером неплохого жанрового кино, снятого на государственные деньги. Подробные рецензии на обе ленты вы можете прочитать ниже.
«Жел тоқтаған жер» — не идеальная, но пока что самая удавшаяся драма о голодоморе 1930-х годов
Внимание! В тексте спойлеры!
Сегодня наша главная национальная травма — ашаршылық в числе самых часто упоминаемых тем, волнующих отечественных кинематографистов и «Курсив» уже писал об этом. В каждой из этих картин, а их только за последний год появилось несколько, были свои плюсы и минусы. Поэтому «Қаш» Айсултана Сеитова, «Ақ боз үй» Бегарса Елубая и киноверсия телесериала «Қаныш» от Ерлана Нурмухамбетова получили часть не только зрительского внимания, но и справедливой критики.
На фоне уже снятого самой зрелой выглядит работа Ардака Амиркулова, чьи киноленты «Гибель Отрара» и «Прощай, Гульсары!» являются настоящей классикой казахского кино. Тем более это радостно, если учесть, что относительно недавние работы мастера: «В безмолвии» и «Хирург» (в главной роли там Аскар Ильясов) не могли похвастать ни фестивальным признанием, ни любовью зрителей и их мало кто сумел посмотреть. В «Жел тоқтаған жер» мы видим, что Амиркулова не покинули ни его режиссерское мастерство, ни узнаваемый авторский почерк, ни талант говорить со зрителем о трагических страницах нашей истории. Хотя нельзя не заметить, что эту драму он снимал при участии своего ученика Баглана Кудайберлиева.
О чем картина «Жел тоқтаған жер»
«Жел тоқтаған жер» (в переводе с казахского: «Земля, где остановился ветер») — это драматичная история молодой женщины по имени Жупар (Жанар Шокпанова), которая бежит по степи от голода вместе с двумя малолетними сыновьями Жоланом (Салих Бейсенбай) и Бошаем (Меиржан Мусакожай). Единственный кормилец семьи — муж был арестован властями и отправлен в тюрьму, весь скот отобрали власти, есть нечего, вся степь давно усеяна телами жертв голодомора, но Жупар не сдается и надеется спасти своих детей, добравшись до далекого аула. Она называет его «Жел тоқтаған жер». Там, по ее мнению, остановится ветер, голод и вся череда случившихся с ней несчастий, но увы, путь к земле обетованной окажется намного сложнее, чем она думала…
Фильм начинается с кадров стилизованных под архивную хронику тех лет — власти занимаются насильственной коллективизацией, обещая, что бедных и богатых больше не будет, а обо всех них позаботится государство, но уже через пару сцен мы видим к чему привела эта политика — вымирают целыми аулами, старуха с косой заглянула буквально в каждую юрту, не пощадив никого — включая детей и молодых и некогда полных сил людей.
Жупар бежит по степи с детьми 4-х и 6-ти лет, держась подальше от всех, ведь каждый путник, которого мучает голод, может отобрать у нее то, что она припасла своим малышам. Она, словно охотница, волчица, которая каждый день выходит на поиск пищи, то ей попадется павшая лошадь, и она отрежет от нее небольшой кусок, чуть раньше, чем труп животного растерзают другие люди, то выкрадет кусок хлеба у конвоиров, то сварит пойманных скорпионов — какой-никакой белок, то вместе с сыном разорит птичье гнездо и поджарит пойманного птенца. Несмотря на то, что она делает все возможное, дети и она сама все время голодны. Малыши болеют и держатся из последних сил, впрочем, как и Жупар. «Сынок, закрывай глаза, поспи, нам нужны силы, завтра будет тяжелый день», — уговаривает она малыша. «Такой же тяжелый, как сегодня?», — вздыхает ребенок. «Да, такой же», — отвечает ему мать. Это одна из самых трогательных сцен, от которой щемит сердце.
Чем интересна лента «Жел тоқтаған жер»?
Любое большое кино ценно тем, сумел ли автор перенести свое повествование в мифологическую плоскость. У Амиркулова это получилось. Хотя путь женщины к вожделенному аулу изображен предельно реалистично, трип Жупар по голодной степи похож на мифологическое сказание, в котором она (считай, весь казахский народ) встречается с различными испытаниями и самой невыносимой частью ее пути становятся плохие люди, олицетворяющие беды и проклятья нашего общества. Взять хотя бы повстречавшегося ей бывшего чиновника Баймукана — он ходячая квинтэссенция коррупции, угодничества и конформизма и того самого человека, который может предать своих родных и весь свой народ в угоду новому начальству. Несмотря на свои гнусные поступки, он тоже остается не удел, ведь и его не пощадил разразившийся голод.
Баймукан — враг Жупар, именно он упек ее супруга в тюрьму, но она не оставляет его в беде, наоборот, собрав все свое великодушие и благородство, даже спасает его из колодца. Взамен женщина получает от него порцию самой чудовищной еды на свете. Ведь у Баймукана ничего святого, даже стоя одной ногой на том свете, он не изменяет себе и остается подлецом.
Интересен персонаж кровожадной старухи, похожей на мифологическую ведьму Жалмауз-кемпир, с которой Жупар с детьми встретится позже. Та заманивает к себе путников, кормит их отравленной едой, а когда они обессилят, она сама не прочь побаловаться их плотью. Выглядит эта чернолицая пожилая, худая женщина в белом кимешеке (женский головной убор) по-настоящему зловеще. Она олицетворение коварства, хитрости и беспросветного зла, способного пожирать себе подобных, не щадя даже детей. Каннибализм, но уже духовный, можно встретить, увы, и сейчас. Чтобы сохранить свои интересы и влияние мастодонты готовы пожирать молодежь, не давая ей возможности расти.
Особенно хороши в этом фильме получились два эпизода: один из них будто темная версия легенды о Байтереке — мифическом дереве, где гнездится птица Самрук, только здесь это древо не жизни, а смерти, а все добро, свет и благоденствие в степи будто проглотило то самое мифическое чудовище, которое живет у его подножья — злой Айдахар. И надо полагать, что драконом здесь выступает советская власть. Вторая яркая сцена, где Жупар выходит биться с волком — она потрясающа и отсылает куда-то к очень древним, глубоким инстинктам. Устав от преследования и волчицы, которая идет по ее следам, женщина вдруг останавливается и вызывает ее на бой. «Мало тебе той крови, которой залита казахская степь? Хочешь и моей крови?!», — кричит она в исступлении.
Фильм «Жел тоқтаған жер» получился тяжелым и невероятно мрачным, его каждый эпизод пропитан ужасом, отчаянием и безысходностью, которые охватили нашу степь в 30-е годы. Но финал картины говорит о надежде, а единственный яркий и цветной эпизод о том, что казахская степь никогда не умрет, а потомки тех, кто уцелел в те страшные годы, будут жить долго и счастливо.
Актерские работы в этой минималистической ленте роскошны — от Жанар Шокпановой нельзя оторвать глаз, это горючая смесь из древних инстинктов, боли, острого горя, смотреть за тем, как она борется за свою жизнь и жизнь своих детей, горько, но ее перформанс впечатляет.
Хочется отметить операторскую работу Александра Рубанова, при всей скупости холодной серой зимней казахской степи получилась довольно выразительная лента, особенно впечатляет сцена бури в степи, когда Жупар и Жолан, сидят обнявшись где-то, а вокруг бушует злой ветер. Отдельное уважение композитору Асель Омаровой, написавшей не только прекрасную музыку, но и невероятно проникновенную песню «Дүние бойы дір етті…».
«Жел тоқтаған жер» — это далеко не идеальная картина, там есть над чем поработать, но в ней несоизмеримо больше плюсов, чем минусов, да и выбран правильный угол для повествования — история матери, которая борется за будущее своих детей, что может быть более душераздирающим?
Фильм идет в ограниченном количестве кинотеатров, поэтому поторопитесь, если хотите застать эту работу на большом экране.
«Операция «Набат» Рашида Сулейменова — крепкий боевик о том, как казахские милиционеры спасли целый автобус заложников
Фильм основан на событиях 1992 года, произошедших в Южном Казахстане. Тогда группа заключенных, которых перевозили из России в Узбекистан по территории нашей страны на поезде, ликвидировала охрану, сорвала стоп-кран и сбежала вместе с оружием. Спасаясь от преследования, недалеко от райцентра Шиели бандиты захватили в заложники пассажиров рейсового автобуса, следовавшего по маршруту Кызылорда — Сарыагаш. Преступники действовали нагло и бесстрашно, ведь терять им было нечего, все они были рецидивистами, двое из которых были приговорены к высшей мере наказания. На ликвидацию группировки были отправлены лучшие силы милиции (полицией она станет только в 1998 году). Тогда миссия сотрудников правоохранительных органов была сложной и ответственной — нужно было максимально постараться избежать человеческих жертв, ни один из 13 заложников не должен был пострадать. Поэтому с террористами довольно долго велись переговоры.
Чем отличается художественная картина от реальных событий
Основная сюжетная канва «Операции «Набат» сохранена, отличия есть, но совсем не значительные, так, в жизни завязка была несколько иной — заключенные, ехавшие в специальном вагоне просили охранника дать им доступ к заключенной в их же вагоне женщине, он это сделал за отдельную плату. Когда об инциденте узнал старший, пообещал отдать под суд конвоира, превысившего служебные полномочия, а тот так испугался наказания, что вступил в сговор с преступниками, отдав им свой табельный пистолет и попросив разобраться с начальством. Те, конечно, воспользовались ситуацией, связали и ранили всю охрану, остановили поезд и сбежали, они хотели доехать до какого-нибудь большого города и затеряться, но их уже искала вся милиция края. Уйти незамеченными было практически невозможно.
В фильме же авторитетные уголовники Глухой (его играет казахстанский актер Алексей Шемес) и Штырь (на эту роль приглашен белорусский актер Сергей Быхов), а также их подельники разработали преступный план заранее, подкараулив момент, они поубивали всех охранников и сбежали. Когда беглецы уже захватили автобус, были вызваны лучшие сотрудники внутренних органов, среди них герой Бахыта Хаджибаева — Марат. Это вечно занятый работой мужчина, у которого не хватает времени на личную жизнь и семью. Его сын тяжело болен, но даже в момент его операции он не рядом с ним и со своей супругой, а на работе — ловит бандитов. Тем более, среди заложников оказались дети.
Или другое — в фильме водитель автобуса многодетный отец просит не отправлять его обратно к преступникам, потому что не хочет рисковать своей жизнью, в реальной истории водитель даже объясняться не стал — сбежал и не вернулся. Когда его хотели заменить, преступники потребовали остановить первый попавшийся автомобиль и заставить рандомного водителя вести их автобус, они боялись, что за руль сядет подсадной милиционер. Тогда человеком, согласившимся сесть за баранку оказался проезжавший мимо самарский дальнобойщик, узнав, что в салоне женщины и дети, он сел на водительское место. Позже его тоже награждали грамотами за героизм.
О достоинствах картины «Операция «Набат»
Сценаристы проекта — это Рашид Сулейменов, Илхам Джалилов и Рустам Азаматов проделали хорошую работу и большую часть экранного времени посвятили не экшну и не 4-секундному захвату автобуса специальным подразделением (хотя это в фильме тоже есть), а человеческим характерам. Все заложники это не просто какие-то безликие персонажи, а по-настоящему живые люди: на первом плане мама с ребенком, который ее называет тетей и понятия не имеет, что она ему родная мать; тут же симпатичные парень с девушкой, которые только что познакомились и явно испытывают симпатию друг к другу: он — студент, будущий милиционер, а она — юная ветеринарша; совсем недалеко от них пожилая семейная пара — аташка и апашка. А еще здесь женщина на сносях, мама с маленькой дочкой и так далее.
Персонажи уголовников тоже хорошо прописаны, за каждым мы видим особенный характер — одни наглые и беспринципные, другие — люди с «понятиями», среди них есть молодые и отчаянные, и их старшие коллеги, которым уже давно море по колено, они не боятся никого и ничего.
Интересно, как внутри сценария выстроены взаимоотношения среди «пар». Самая богатая линия между двумя идеологическими врагами: милиционером и преступником (Бахыт Хаджибаев VS Алексей Шемес); самая трогательная — это взаимодействие друг с другом двух «настоящих» мужчин, один из которых взрослый (Шемес), другой еще маленький, но не уступающий ему по характеру (мальчишка, которого бандиты используют как курьера здесь один из самых обаятельных персонажей). Иногда сценаристы строят историю на контрастах, например, нам показывают двух преступников, один из которых беспредельщик, а другой человек своего слова. Иногда же они аппелируют к любви — в центре внимания двое родных людей: мама с сыном.
Благодаря взаимодействию в этих парах мы видим за каждым персонажем определенный жизненный путь, его ценности и взгляды на жизнь, это помогает зрителям идентифицировать себя с экранными героями. Радует, что в сценарии заложен не только экшн, но и юмор, и драматические моменты и все здесь существует в гармонии. Удивительно, как заиграл в сюжете казахский язык — ведь благодаря ему все заложники, в итоге и спаслись. Жаль, в сценарии языку посвящено не так много времени.
Безусловно, сценарий неидеален, взять хотя бы пафосную тираду героя Хаджибаева в момент его разборок с героем Алексея Шемеса. Но это госзаказ и кинематографисты работали в тесном сотрудничестве с КНБ и МВД республики, так что такую идеализацию героя можно простить и принять. К тому же, команда консультировалась непосредственно с участниками той операции и попыталась сделать максимально смотрибельный вариант, не упустив при этом важные детали дела. Технические моменты в «Операции «Набат»: придуманный экшн, операторская работа от Ернура Рысбаева и Максима Задарновского неплохи.
Стоит отметить очень удачный каст и в большинстве своем отличные актерские работы, ведь снимаются лучшие. К слову, один из главных героев Бахыт Хаджибаев недавно получил награду от Ассоциации кинокритиков Казахстана за свою роль в фильме «Міржақып. Оян, қазақ!», он стал лучшим актером премии «Выбор критиков». В «Операции «Набат» он тоже хорош, насколько это возможно с его идеальным героем-милиционером, но, кажется, что тут Алексей Шемес, сыгравший матерого уголовника, его обставил, его отрицательная харизма вне конкуренции. Любопытно было увидеть на большом экране новые европейские лица, например: Алексея Фиалко, сыгравшего зэка по кличке Малява, Сергея Быхова — Штыря или Евгения Дубовика, воплотившего на экране роль решительного капитана спецназа. Роли зэков чуть более утрированы, чем нужно, но это не мешает восприятию.
«Операция «Набат» — достаточно качественное кино и неплохой пример симбиоза казахстанских кинематографистов с органами внутренних дел. Такие фильмы — еще один повод поговорить о по-настоящему светлых людях, которые служат закону и героически отдают себя своему любимому делу. И эти картины, безусловно, нужны и важны, только надо понимать, что никакое кино об успешных полицейских операциях не сможет решить наши проблемы в области правопорядка.
В заключение лишь добавим, что драматический боевик «Операция Набат» был снят киностудией «Казахфильм» на средства, выделеные «Государственным центром поддержки национального кино». По словам нового президента АО «Казахфильм» им. Шакена Айманова Азамата Сатыбалды, это первый проект студии за последние два года, но на этом проекте они останавливаться не будут, до конца следующего года зрителям покажут 12 картин, снятых «Казахфильмом».