Не только часы: как прошел легендарный аукцион Only Watch

Опубликовано (обновлено )
Звучащие часы Streamliner Pandamonium с крошечной пандой DJ на циферблате проданы на аукционе Only Watch за 380 тыс. швейцарских франков. Фото: Only Watch.

В Женеве 10 мая прошел прославленный часовой аукцион Only Watch, где выставляются уникальные модели, подаренные главными часовыми марками мира. Десятый по счету, он запомнится и рекордными продажами, и нешуточными страстями, не только часовыми, которые кипели вокруг него с 2023 года. Новинки, рекорды и главные события этого мероприятия специально для «Курсива» из Женевы описал главный редактор журнала «Коммерсантъ-Часы», член Académie du Grand Prix d’Horlogerie de Genève (GPHG) Алексей Тарханов.

В женевском выставочном зале Palexpo при напряженном внимании собравшихся аукционисты Christie’s продали с молотка 47 часов, подаренных 52 ведущими часовыми брендами на общую сумму 28,3 млн швейцарских франков. После оглашения этого итога стало ясно, что с 2005 года аукционы Only Watch собрали более 128 миллионов швейцарских франков. Они предназначены Монакской ассоциации по борьбе с миопатией (АММ). И часовщики, и аукционисты здесь работают даром: 99% собранных средств направляются на исследования по борьбе со смертельной и еще не побежденной детской болезнью, мышечной дистрофией Дюшенна. 

Аукционные баталии

Чтобы понять уровень и напряженность нынешних Only Watch, представьте себе момент аукциона, когда часы Patek Philippe, предварительно оцененные в 1,5-1,8 млн швейцарских франков, выходят на торги — и первой же ставкой звучит «Три миллиона!». По залу прокатывается вопль изумления. А затем несколько коллекционеров из разных стран сражаются между собой за уникальную модель с минутным репетиром, накидывая по миллиону, по два, по три, или, как на заключительном этапе, по пятьсот тысяч франков — последнее, что осталось в кошельке. В результате лот продается за 15,7 млн швейцарских франков и покупателем оказывается не кто иной, как молодой парень из Нью-Йорка, прославленный коллекционер Зак Лю. Patek Philippe, конечно, рекордсмен. Но рекордсмен и Зак Лю, уже не первый раз опережающий соперников в аукционных драках. Десятого мая его покупка сделала больше половины продаж Only Watch. 

Patek Philippe, Grande and Petite Sonnerie, Minute Repeater. Эстимейт CHF 1,5-1,8 млн. Продано CHF 15,7 млн. Фото: Only Watch

Молодые титаны и ветераны

А ведь кроме «Патека» в списке лотов были и другие, такие желанные для коллекционеров, часы, к примеру, Rexhep Rexhepi, Richard Mille или F.P.Journe. Если Patek Philippe существует с 1839 года и никто не поспорит с ним по количеству созданных с тех пор самых-самых-самых сложных и дорогих моделей, следующая тройка призеров – молодые марки. Ришар Миль — бизнесмен, коллекционер, друг миллиардеров, оказался на втором месте, выручив за свои Talisman Origine 2,380 млн. Молодой часовщик Реджеп Реджепи, иммигрант из Косово, ныне швейцарский гражданин, внес в кассу аукциона 2,1 млн за прекрасный Chronomètre Antimagnétique. Он даже обошел своего ментора, выдающегося мастера Франсуа-Поля Журна, продавшего Chronomètre Bleu Furtif за немаленькие 2 млн.

Торги, которые вел глава ювелирного отделения Christie’s Раул Кадакиа, продолжались три часа, и полный зал коллекционеров, журналистов, просто любопытных, не отрываясь следил за продажей, то затаив дыхание, то разражаясь аплодисментами. В битву вступали коллекционеры и дилеры со всего мира, Лондон спорил с Бахрейном, Женева – с Дубаем, Нью-Йорк – с Парижем. 

Редко, когда в одном ряду можно увидеть директора и хозяина Patek Philippe Тьерри Стерна, каждое появление которого на часовых мероприятиях — уже событие, и Франсуа-Поля Журна, и друзей-соперников Максимилиана Бюссера из MB&F и Эдуарда Мейлана из H. Moser & Cie., которые совместно сделали для аукциона звучащие часы Streamliner Pandamonium с крошечной пандой DJ на циферблате (проданы за 380 тыс.). И то, что все они, люди разных поколений, пришли на нынешние Only Watch, — хороший знак для аукциона, который год назад стал жертвой нападок и оказался под угрозой исчезновения. 

Скандалы, интриги, расследования

Уроженец Монако Люк Петтавино придумал в свое время Only Watch от отчаяния — ради своего сына Поля, страдавшего неизлечимой и поныне мышечной дистрофией Дюшенна. Спасти сына Люк не смог, не хватило времени. Поль умер в 2016 году. Но Only Watch продолжил свою работу по поиску средств для врачей, став одним из самых важных событий часового мира. 

Растущий успех аукциона и самого Люка Петтавино нравился не всем, а его образ всеобщего любимца был слишком идеален, чтобы не вызвать раздражения. Как и его немного старомодная манера вести дела. Начавшись как частное дело, аукцион продолжился в рамках семейного предприятия, руководство которым взяла на себя дочь Петтавино – Тесс. Меж тем сборы росли, речь отныне шла о десятках и сотнях миллионов, уровень прозрачности казался недостаточным, организация оказалась легкой мишенью для критики.

Десятый аукцион был первоначально запланирован на 5 ноября 2023 года. Однако организаторам пришлось перенести его на 2024 год. И друзья, и недоброжелатели — по разным, конечно, мотивам — потребовали от семьи Петтавино независимого аудита. Аудит был проведен и показал, что средства расходовались правильно. Другое дело, что на скандалы в социальных сетях никакой аудит не подействует, и многие были уверены, что аукцион не выживет после удара 2023-го года, а Люку Петтавино теперь все жизнь придется оправдываться в том, что он когда-то попытался спасти сына.

Конечно, с прошлого года кое-что изменилось. Несколько участников отказались от сотрудничества. Каталог недосчитался 16 присутствовавших в нем в 2023 году марок, в числе которых оказались авторитетные Audemars Piguet, Tudor, Chopard, Biver и De Bethune. В разгар скандала они сочли, что их участие может отразиться на них самих, тут никто не вправе их упрекнуть. Возможно, речь идет лишь о том, что они пропустят один или два аукциона, а потом вернутся так же тихо, как и ушли. Возможно, разрыв окончателен, что жаль. 

Rexhep Rexhepi, Chronomètre Antimagnétique. Эстимейт CHF 100–150 тыс. Продано CHF 2,1 млн. Фото: Only Watch

Новые рекорды

Были и те, кто с самого начала поддержал в беде аукцион и его создателя. Среди них оказались, например, пользующиеся огромным уважением Максимилиан Бюссер или Франсуа-Поль Журн, расписавшийся в доверии к своему давнему другу Петтавино, или весьма любимый в Швейцарии российский мастер Константин Чайкин. Кстати, удачно выступивший на торгах: его Joker Sandmann при старте в 30 тысяч ушел за 110 тыс.

Konstantin Chaykin, Joker Sandmann. Эстимейт 30–50 тыс., продано за 110 тыс. Фото: Only Watch

Место отказников в этом году заняли другие марки, в частности, все часовые бренды LVMH. Что означает доверие к аукциону владельцев, семьи Арно, которое, в полном смысле слова, дорогого стоит. Работы часовщиков и дизайнеров Louis Vuitton, Bulgari, TAG Heuer, Zenith, нововозрожденной LVMH марки Gérald Genta и недавно купленной Tiffani & Co., принесли аукциону в общей сложности 1,820 млн.

Возвращение Only Watch — отрадное событие. Самое главное, конечно, что финансирование борьбы с миопатией не прервется. Но есть чему порадоваться создателям часов, любителям и коллекционерам уникальных моделей. За много лет своего существования проходящий раз в два года аукцион стал настоящей часовой биеннале. Фантастические произведения, созданные специально для него, объезжали мир, чтобы завербовать будущих покупателей, но заодно и прославить продавцов. 

Bulgari, Octo Finissimo Tourbillon Marble. Эстимейт CHF 150–250 тыс., продано CHF 190 тыс. Фото: Only Watch. 

В день продажи марки вступали между собой в негласное соревнование. Получался настоящий часовой гран-при с наградами, которые определялись самым честным образом: за победителей голосовали собственными деньгами. Теперь, после успеха 10-го аукциона, у часовщиков остается идеальная платформа показа, на которой знаменитые марки выступают рядом с молодыми мастерами, а у коллекционеров — единственная в своем роде возможность покупать из первых рук новые небывалые часы, не проходя при этом через приемные и фейс-контроли больших марок. 

Only Watch в цифрах

Порядковый номер аукциона — 10

Время и место: 10 мая 2024 года, Женева, Palexpo

Количество марок-участников — 52 

Количество выставленных лотов — 47

Итог продажи — CHF 28,300,000, или € 28,999,680, или $ 31,152,000. 

Самые дорогие лоты — Patek Philippe (CHF 17,500 млн), Richard Mille (CHF 2,380 млн), Rexhep Rexhepi (CHF 2,100 млн), F.P.Journe (CHF 2,000 млн).

Читайте также