В случае поражения Украины на поле боя нет необходимости в ее восстановлении, считает генеральный секретарь НАТО (North Atlantic Treaty Organization или Организация Североатлантического договора) Йенс Столтенберг.
«Что касается восстановления Украины после войны, то сначала нужно добиться, чтобы она одержала верх. Если Украина не одержит верх, то будет нечего восстанавливать в свободной и независимой Украине», — поделился он своим мнением на молодежном саммите НАТО.
По его словам, главной задачей сейчас являются поставки оружия Украине. Столтенберг отметил, что НАТО поможет Украине при выполнении указанного им условия восстановить институты обороны и безопасности и стать членом военного альянса.
Украина стремится вступить в НАТО и Евросоюз, однако некоторые страны-члены НАТО опасаются, что в случае ее вступления в организацию им придется защищать Украину на поле боя, а не только жертвовать финансы, оружие и боеприпасы. О возможности направления военных в Украину из глав крупных государств заявлял лишь президент Франции Эмманюэль Макрон.
Военные действия в Украине начались в 2014 году, после того как Крым и Севастополь, где проживало в основном русскоязычное население, провели референдум, на основании которого присоединились к Российской Федерации. Почти одновременно с этим в Луганской и Донецкой области Украины были провозглашены Донецкая и Луганская Народные Республики. В ответ Киев объявил антитеррористическую операцию, введя войска на Донбасс. ЛНР и ДНР получала поддержку от России.
Позднее стороны заключали Минские мирные соглашения, которые предусматривали прекращение огня. Однако с различной динамикой боевые действия продолжались вплоть до 2022 года. В феврале 2022 года президент РФ Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции, введя войска в Украину. Россия объявила о присоединении ЛНР, ДНР, а также контролируемых ею частей Запорожской и Херсонской области. Полномасштабное вторжение РФ в Украину продолжается уже более двух лет.
Казахстан в современной истории до Крыма всегда придерживался официально провозглашаемой многовекторной политики и незыблемости суверенитета государств. В частности, несмотря на международное давление, он не признал независимость ни Косово, ни Абхазии и Южной Осетии, ни других новых государств. Вместе с тем Казахстан отнесся «с пониманием» к действиям РФ в 2014 году, сообщал МИД республики практически сразу после мартовских событий в Крыму.
Закончивший московский МГИМО президент Касым-Жомарт Токаев в 2019 году отметил в интервью немецкому Deutsche Welle, что Казахстан не называет произошедшее в Крыму аннексией.
«Во-первых, мы не называем то, что произошло в Крыму, аннексией. То, что произошло, то произошло. Аннексия – это слишком тяжелое слово применительно к Крыму. Во-вторых, никакого страха, как вы говорите, не было, поскольку у нас, как я уже сказал, абсолютно доверительные, добрососедские отношения с Российской Федерацией. Изначально мы верили в мудрость, порядочность российского руководства», — сказал он.
Кроме того, Токаев назвал единственным путем к урегулированию конфликта соблюдение сторонами Минских договоренностей.