«Я устал, поэтому не смогу сдать вовремя», «Не хочу» – так поколение Z отвечает требовательным боссам. Kursiv Live Style попытался разобраться, нужно ли руководителям-миллениалам подстраиваться под заточенных на ментальном здоровье и балансе между работой и личной жизнью зумеров.
Обсуждения требований поколения Z к работодателям начались с поста коммерческого директора digital-агентства JKS Entertainment Даулета Зиманова в LinkedIn. Столкнувшись с проблемой найма зумеров, Зиманов пожаловался на тех из них, кто отказывается работать на начальных позициях меньше чем за 300–400 тысяч тенге. Кроме того, зумеры, добавил Зиманов, с легкостью говорят, что устают и не выполняют задачи из-за плохого настроения.
«Понимаю – инфляция, стоимость жилья, рост цен на продукты. По-моему, всему есть своя норма/верхний потолок. Поколение, которое жалеет себя, выгорает и думает, что весь мир им обязан за то, что они получили корочку в университете <…> Больше всего меня поражает простота сказанных слов наподобие «Я устал, поэтому не смогу сдать вовремя», «Нет настроения, поэтому не смогу это сделать» и топ всех топов – «Я не хочу» <…> Либо мы старые, либо они действительно другое поколение и нужно подстраиваться под реалии».
Пост Зиманова завирусился не только на LinkedIn (около 100 комментариев), но и в казахстанских соцсетях. В спор включились и миллениалы, и зумеры. Первые охотно делились с молодежью своими шагами по миру трудоустройства, за большинство из которых, кажется, платили меньше 300–400 тыс. тенге.
«20 лет назад было так: монтажник на нефтепроводе, официант, грузчик. Затем делал гидроизоляцию на небоскребах, собирал мебель, выбивал долги для банка, работал в бухгалтерии того же банка, в IT ушел восемь лет назад. В моем окружении всем было все равно на карьерные перспективы – все зарабатывали деньги, не важно, в какой сфере».
Мнение Зиманова поддержали пользователи LinkedIn на руководящих позициях. Зумеров, считают боссы-миллениалы, невозможно заставить работать «кнутом и пряником» – выстроить контакт помогут деньги и курс на поддержание ментального здоровья.
«Миллениалы часто стремятся получить опыт и профессиональный рост за любые деньги и в любых условиях, порой обесценивая свое время, границы и навыки. Это наша отличительная особенность от поколения Z. Но, как руководитель разновозрастной команды, полностью поддерживаю автора поста <…>»
Зумеры в комментариях подтвердили слова Зиманова, объяснив, что выберут подработку в кафе вместо низкооплачиваемой (по их мнению) позиции в IT-сфере.
«Я лучше выберу кафешку и буду работать просто баристой без кучи лишней работы и ответственности, если сейчас в IT предложения, дай бог, дотягивают до $300. К маленькой зарплате прилагается токсичное руководство <…> Не скажу, что мне лень что-то делать. Мне, наоборот, хочется постоянно двигаться вперед, но не путем дикого стресса и выживания за счет мамы и папы».
Некоторые миллениалы пели оды ценящим себя зумерам, рассказывая про тяжелые и бесполезные для будущего работодателя подработки в 2010-х и нулевых.
«Поколение Z, я признаюсь тебе в любви! Я помню, как я горбатился на сменах по 12 часов с ночными, потому что «надо было где-то работать». Кому это надо было? <…> Надеюсь, что зумеры – это те люди, которых не получится поставить за забор на очередную выгребную яму за пучок петрушки и значок почетного донора. Они туда не пойдут, потому что скажут, как говорил профессор Преображенский: «Не хочу».
После того, как зумеры впервые отправились на взрослую работу, спор о зарплате, восьмичасовом рабочем дне (и, конечно, капитализме) не утихает. Поколение Z считает условия труда, предлагаемые на начальных позициях, рабскими и открыто отказываются от работ, из-за которых лишаются личного времени.
«У меня нет времени ни на что <…> Я хочу принять душ, поужинать и идти спать. У меня нет времени и сил готовить ужин и заниматься спортом», – жалуется зумерша после первого рабочего дня.
@brielleybelly123 im also getting sick leave me alone im emotional ok i feel 12 and im scared of not having time to live
♬ original sound — BRIELLE♉️
Некоторые работодатели считают, что им действительно необходимо приспособиться к приоритетам зумеров в отношении ментального здоровья и баланса между работой и личной жизнью. В 2030 году поколение Z займет больше трети рабочей силы в Казахстане.