Истории | Газета Курсив №17

Как повлияет на экономику Кыргызстана разрыв бизнеса с организованной преступностью

Спецслужбы Кыргызстана пригрозили бизнесменам ответственностью за «отметки» перед  криминалитетом и предложили в случае проблем с оргпреступностью обращаться в правоохранительные органы. Улучшит ли такой разворот в государственной политике бизнес-климат в стране и инвестиционную привлекательность Кыргыз­стана?

иллюстрация: Илья Ким

4 октября 2023 года спецслужбы Кыргызстана ликвидировали криминального авторитета Камчыбека Асанбека, которого США включали в список самых крупных наркобаронов мира, а его группировку называли ячейкой международной преступной организации «Братский круг».

Через несколько дней после «нейтрализации» Асанбека, 9 октября 2023-го, глава ГКНБ Камчыбек Ташиев на своей странице в Facebook обратился к предпринимателям:

«Обращаемся к бизнесменам, иностранным инвесторам, владельцам ресторанов и рынков, торговцам на базарах – ко всем. Если кто-то ранее давал деньги представителям преступного мира, теперь прекращайте. Если же продолжите финансирование, то и вы будете привлечены к ответственности».

Это заявление – часть процесса, который начался в стране в 2021 году, с избранием нового президента Садыра Жапарова. Он руками силовиков начал активно и, как показывают те же события октября 2023 года, более эффективно, чем предшественники, бороться с оргпреступностью.

Президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызской Республики Сергей Пономарев констатировал, что в республике действительно идет активная борьба с организованной преступностью и есть заявления высшего руководства страны о том, что в Кыргызстане не останется ОПГ. Чтобы оценить, как это повлияет на бизнес и экономику, он предлагает смотреть шире, учитывая другие процессы, происходящие в стране.

«Нужно смотреть на фискальные реформы, которые сегодня проводит правительство. Это новый Налоговый кодекс, прозрачные процедуры ввоза грузов с использованием электронных товарно-транспортных накладных, применение электронных счетов-фактур и контрольно-кассовых машин, которые будут с 1 июля 2024 года стоять на всех рынках», – перечисляет Пономарев.

Он считает, что борьба с ОПГ и прозрачность экономики однозначно повысят инвестиционную привлекательность страны.

«Это увеличит бюджет государства и поможет вывести экономику Кыргызстана из тени в свет», – надеется Сергей Пономарев.

Депутат Жогорку Кенеша (парламент) Кыргызстана Дастан Бекешев также не сомневается, что борьба с ОПГ положительно повлияет на экономику, потому что «из тени будет вытаскиваться много того, что обращалось вне законного оборота». 

«У нас кабинет министров активно работает с фискализацией, с тем чтобы все показывали свой оборот и уплачивали с оборота налог. И я думаю, что это принесет свои плоды», – говорит депутат.

Что касается инвестиционной привлекательности, то реформы «повысят ее немного».

«Почему я говорю немного? Потому что, помимо борьбы с организованными преступными группами, должно быть укрепление судебной независимости, – уверен Дастан Бекешев. – Любой инвестор будет смотреть, что в той или иной стране делается с собственностью. Если собственность отнимается очень легко (а суды у нас выносят решения обычно не в пользу инвестора), тогда инвестору в долгосрочную вкладываться смысла нет».