По итогам первого квартала текущего года золотовалютные резервы Нацбанка выросли, несмотря на расходование для покрытия дефицита платежного баланса. Такое явление не уникально, в последний раз оно встречалось в последнем квартале 2022 года. «Курсив» разбирался в причинах.
Стандартная структура платежного баланса состоит из следующих компонентов: счет текущих операций (товары и услуги, первичные доходы от инвестиций, вторичные доходы), счет операций с капиталом и финансовый счет (привлечение инвестиций из-за рубежа и вложение заграницей). В первом квартале 2024 года на финансовом счете было отражено $740 млн, что не покрывает дефицита счета текущих операций в $892,5 млн. Предоставленные данные являются предварительными, окончательные будут опубликованы в конце июня. Резервные активы Нацбанка были израсходованы в размере $605 млн. Еще $466,3 млн пришлось на ошибки и пропуски.
При этом валовые междунароные резервы выросли на 5,2%, до $37,8 млн. Увеличение было обеспечено подорожанием активов в золоте на 12,9%, в то время как резервы в свободно конвертируемой валюте (СКВ) снизились на 3,9%.
Главная причина дефицита счета текущих операций в отрицательном значении – строки «доходы от прямых инвестиций». На ней отражается разница между доходами от казахстанских активов за рубежом и выплатами иностранным инвесторам. При этом торговый баланс сложился с профицитом в $5,6 млрд, тогда как баланс услуг – с небольшим минусом $438,2 млн.
Счет операций с капиталом показал положительное значение на уровне $12,8 млн. Финансовый счет сформировался со значением минус $740,8 млн. Это означает, что в страну поступило иностранной валюты больше (на эту сумму). Чистые прямые инвестиции в страну составили $1,9 млрд, в то время как по портфельным инвестициям наблюдался отток в объеме $1,7 млрд.
«Курсив» поинтересовался у специалистов, с чем связан рост резервов, несмотря на покрытие ими дефицита.
По мнению экономиста Армана Байганова, наращивание золотовалютных резервов Казахстана обусловлено несколькими факторами. Первая причина — рост котировок золота за последние четыре месяца на 13%. Это существенный прирост, который стал следствием ослабления доллара и нестабильности в мире, включая ситуацию в Секторе Газа. В условиях растущей неопределенности инвесторы обращаются к золоту как к защитному активу, что повышает спрос на него и, как следствие, цену.
«Есть вероятность дальнейшего охлаждения экономики США. Также увеличивается безработица, и это постепенно будет влиять на рост котировок золота. Это может и дальше увеличить долю в золотовалютных резервах, несмотря на то, что такая [большая] часть используется в государственных нуждах», – сказал Байганов.
Генеральный директор Applied Economics Research Centre (AERC) Жаныбек Айгазин указывает на то, что доля золота в резервах в марте резко подскочила из-за роста цены на драгоценный металл и составила 58%, а доля активов в СКВ составила 42%. Это привело к росту стоимости накопленного в резервах металла, а активы в долларах (и других свободно-конвертируемых валютах) уменьшились.
«Золото стоило $2 тыс. [в середине февраля], сейчас – $2,4 тыс. Его приобрели в таких объемах, потому как это защитный актив и регулятор накапливает активы в золоте для нивелирования будущих шоков», – сказал Айгазин.
Нацбанк на запрос «Курсива» ответил, что приобретает золото исходя из официального курса тенге к доллару США на дату сделки; средней цены золота на Лондонской бирже драгоценных металлов (LBMA) за месяц, рассчитываемой по усредненным утренним и вечерним котировкам; скидки за качество золота, приобретаемого на внутреннем рынке, которая применяется в зависимости от того, соответствует ли золото международным стандартам качества «Лондонская качественная поставка» (LGD).
Ставки дисконта устанавливаются советом директоров Национального банка каждые полгода. Например, для золота, соответствующего стандартам LGD, скидка составляет 0,03%, а для того, что не соответствует данному стандарту, – 0,08% на первое полугодие 2024 года.
В январе золото приобреталось по усредненным утренним и вечерним котировкам от $2036,4 до $2035,7 за тройскую унцию, в феврале – в коридоре от $2025,6 до $2023,2, а в марте – $2160,8–2160,7. Цена за последний месяц квартала оказалась самой высокой с начала года, однако, согласно подсчетам Всемирного совета по золоту, Казахстан занял третье место в мире по объему чистых покупок. Нацбанк нарастил резервы на 4 тонны 16 тонн общемировых.
В апреле золотовалютные резервы выросли на 5,4%, до $39,9 млн. В СКВ они увеличились на 3,4%, до $16,3 млн, а в золоте выросли на 6,9%, до $23,6 млн. Данные за апрель по платежному балансу пока не опубликованы, так как он рассчитывается поквартально.