Halyk Research назвал проблемы, которые необходимо решить, чтобы построить рынок стрессовых активов. Halyk проанализировал отчет Азиатского банка развития (АБР), посвященный созданию и развитию платформ для торговли стрессовыми активами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая Казахстан.
В Halyk Research считают, что в стране наблюдаются проблемы в законодательстве по защите прав кредиторов и урегулированию проблемной задолженности. В том числе аналитики считают, что необходимо внедрить авторитетные третьи стороны, например, коллекторские агентства, которые могут помочь инвесторам в процессе торговли активами.
В феврале 2022 года, несмотря на внесение поправок в законодательство, касающихся стрессовых активов и их продажи, организованный рынок для продажи так и не был создан. В тех поправках говорилось, что заемщиков не будут спрашивать, можно ли продавать их долги, а банкам придется уложиться в трехлетний срок с реализацией залогов, оказавшихся у них в собственности.
Глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова отметила, что к стрессовым активам относятся 4 группы активов: кредиты с просрочкой более 90 дней, реструктуризированные кредиты, взысканное имущество и активы дочерних организаций банков по управлению стрессовыми активами.
Несмотря на появление законодательной базы, АРРФР все равно говорило о необходимости создания рынка стрессовых активов в августе 2022 года. Тогда регулятор сказал, что Казахстану нужен рынок стрессовых активов, потому как он служит основным индикатором надежности банковской системы и ее способности кредитовать реальный сектор экономики.
В настоящий момент на рассмотрении в парламенте находится еще один пакет поправок по той же теме. Они должны будут стимулировать действующих и потенциальных участников рынка к развитию и модернизации своих онлайн-платформ для продажи активов.
В конце 2023 года АРРФР были разработаны поправки, направленные на то, чтобы установить требования к электронным площадкам; обязанности банков, микрофинансовых организаций по продаже стрессовых активов через электронные торговые площадки.
О таких платформах пишет и Halyk Research:
«Будучи важным элементом рынка стрессовых активов, такие онлайн-платформы помогают снизить уровень неработающих активов в финансовой системе, а также привлечь иностранные инвестиции, улучшить ценообразование и повысить финансовую устойчивость. В Казахстане в последние два года активно принимаются меры в этом направлении, однако есть ряд проблем, которые предстоит решить для построения полноценного рынка стрессовых активов в стране».
На сегодня объем стрессовых активов в Казахстане составляет около 2,6 трлн тенге (или 5%) от активов банковской системы. Около 1 трлн из них – проблемные кредиты физических лиц, а остальные 1,6 трлн – взысканное имущество и реструктурированные займы.
Аналитики Halyk отмечают, что исторически объем стрессовых активов был намного выше. С 2016 по 2021 год были списаны стрессовые активы на общую сумму в 6,7 трлн тенге. Часть из этой суммы все еще находится на балансе у Фонда проблемных крелитов (ФПК). Таким образом, с одной стороны, системных рисков для финансовой системы в этом плане нет, но с другой – остро стоит вопрос по реализации накопленных неработающих активов.
В 2022 году АРРФР вместе с Европейским банком развития (ЕБРР) и ФПК начали изучать возможности для создания электронных торговых площадок по продаже стрессовых активов в Казахстане. В ноябре 2023 года Абылкасымова сказала, что около 1,6 трлн стрессовых активов планируется вовлечь в экономику Казахстана.