Вице-премьер Серик Жумангарин не ожидает повышения цен на муку этой осенью, но хороший урожай зерновых будет зависеть от успешности борьбы властей с саранчой и дождей в нужное время.
«Все будет зависеть сейчас только от погоды в конце июня… Если в конце июня – начале июля будут дожди, нам нужны эти дожди, это стандартная позиция, тогда не важно, что у нас будет в июле и в августе. Только надо нормально обрабатывать почву, и мы получим в этом году очень хороший урожай», – сказал он.
По его словам, правительство перешло в «полевой режим» работы, пока не пройдут весенне-полевые работы и не будет ликвидирована угроза распространения саранчи, массовое распространение которой может повлиять на сбор урожая. Для предотвращения влияния саранчи на урожай правительство намерено использовать дроны.
«Поэтому в этом году в бюджет мы будем закладывать 100 дронов разведывательных, изыскательских для фитосанитарии, чтобы эту работу наладить… Будет урожай, никаких повышений цен на муку не будет. Никаких повышений цен на муку не будет, если будет урожай», – сказал вице-премьер.
Жумангарин отметил, что саранча продолжит влиять на урожай и в будущем. В 2023 году валовой сбор зерновых составил более 16 млн тонн, в том числе более 11 млн тонн пшеницы.
«Саранча – такая вещь в себе, которая всегда была с нами. Ровесница, наверно, динозавров и мамонтов. Понятно, что мы с ними боролись и будем бороться всегда, но кто-то их использует каким-то образом. Говорят, какие-то страны научились их добывать и готовить из них великолепную белковую пищу», – сказал он, отметив, что пищевая саранча считается в этих странах халяльным продуктом, то есть разрешенным религиозными властями к употреблению мусульманам.
По его словам, в прошлом году власти упустили время борьбы с саранчой.
«Саранча разлетелась. Саранча, которая летает, неопасна. Сейчас в Европе и Америке по летающей саранче уже никто не работает. Мы только – Казахстан – по ней работаем, потому что, когда она разлетается, откладывает на большей территории свои яйца. В прошлом году мы получили плюс один млн (гектар. – «Курсив»). Этот один млн плюс 1,5 млн в прошлом, 2,5 млн осталось сейчас. Это не значит, что эти яйца везде она разбросала. Это просто прогнозируемый участок работы», – сказал он.
Жумангарин также сообщил, что на казахстанско-китайской границе созданы зернохранилища общей мощностью на 1 млн тонн зерна, из которых китайские компании будут производить другую продукцию.
Вице-премьер отметил, что мука является лишь продуктом первого передела из пшеницы, поэтому власти ставят задачу производства крахмала, аминокислот и другой продукции, имеющей более высокую стоимость. По его словам, предприниматели будут организовывать переработку и выпуск той продукции, которая востребована рынком.
«Мы планируем увеличить экспорт пшеницы, экспорт муки в Афганистан и экспорт зерновых изделий. Для этого мы прорабатываем альтернативные маршруты, потому что северный маршрут, где мы идем, через Сарыагаш, Келес и попадаем на Мазари-Шариф, достаточно загружен на сегодняшний день», – сказал Жумангарин.
Новый железнодорожный маршрут будет идти в обход традиционно загруженного Ташкента – сразу на узбекскую станцию Сырдария на Джизак и Бухару – через Туркменистан на запад Афганистана. По его словам, сами афганцы просили казахстанцев уделить внимание западу Афганистана, в частности, городу Герату, возле которого проживает несколько миллионов человек.
Жумангарин считает, что за счет этих мер, а также взаимной организации торговых форумов Казахстан может нарастить экспорт зерновых в Афганистан с текущих 500–600 тыс. тонн, не уточнив, какого объема планируется достичь.
В этом году запущен зерновой терминал на 100 тыс. тонн в порту Бейнеу – в дополнение к существующему терминалу в Актау. Кроме того, планируется запустить зерновой терминал на 1,5 млн тонн в порту Курык. По его словам, в этом году в Казахстане ожидается запуск одного зерноперерабатывающего комплекса, в то время как еще два аналогичных строятся.