Казахстанскому IT-рынку не хватает минимум $200 млн. Что с этим делать, рассказал глава MOST Ventures

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Как не допустить утечки мозгов из Казахстана, рассказал глава MOST Ventures / Коллаж kursiv.media, бильд-редактор: Артур Алескеров

Казахстанский IT-рынок недофинансирован минимум на $200 млн. Как привлечь новых «единорогов» (стартап с оценкой в $1 млрд) и не допустить утечки мозгов из страны, рассказал основатель и управляющий партнер MOST Holding, генеральный директор MOST Ventures Алим Хамитов в беседе с «Курсивом». 

«Мы сейчас озвучиваем цифру минимум в $200 млн. На сегодня это недофинансированность не только венчурного IT-рынка. Поэтому для того, чтобы сделать тот самый буст, о котором говорит глава государства, чтобы добежать до миллиарда долларов IT-экспорта через уже два года, мы считаем, что венчур – это отличный инструмент. Получается, для того, чтобы произошел этот буст, рост, необходим capital injection, то есть нужно вводить деньги в рынок», — сказал Хамитов в кулуарах Central Eurasian Venture Forum. 

Генеральный директор MOST Ventures добавил, что сейчас венчурные инвесторы ждут от властей предоставления возможности инвестировать в IT корпоративному сектору с помощью новых инструментов. В частности, он говорил о банках, страховых компаниях, пенсионных фондах. Также нужно прописать «правила игры» для бизнес-ангелов и делать для них налоговые вычеты, чтобы они понимали необходимость и пользу инвестирования, помимо получения сверхдохода. 

«Мы считаем, что рынок сейчас готов к этому — есть экосистема, инфраструктура. Для того, чтобы сейчас не потерять динамику, как и в любой истории, нужны ресурсы. Здесь не обойтись без участия гос и квазигосструктур. Здесь ничего выдумывать не нужно, можно посмотреть всегда best practice, и после некой кастомизации это применить здесь у нас. Но никто не говорит, что только государство должно делать, бизнес тоже готов делать. Мы это видим по входу на наш регион большого количества международных фондов инвесторов, они проявляют огромный интерес», — отметил Алим Хамитов.

Он говорит, что рынку IT-стартапов в настоящий момент нужна поддержка на каждом этапе. Хамитов считает, что диалог бизнеса и властей, а также описание правил для венчурных инвесторов на законодательном уровне поможет избежать утечки мозгов из Казахстана и центральноазиатского региона. 

«Мы все проблемы поднимаем перед властями. Нужно проанализировать эту историю, и получить не одного unicorn. Нам необходимо предоставить ресурсы этому рынку, чтобы он работал, как в логистике: по цепочке. На каждом этапе должна быть какая-то приемная поддержка, тогда мы сможем действительно реализовать все цели. Все это даст бешеный буст, потому что талантов у нас хватает. Мы не должны допустить утечки мозгов, которая происходит сейчас», — резюмировал он. 

Управляющий партнер MOST Holding Мират Ахметсадыков говорил, что в этом году будут запущены новые финансовые инструменты. В частности, будет открыт MOST Bank.

MOST Holding был основан в 2011 году Миратом Ахметсадыковым, Алимом Хамитовым и Павлом Коктышевым. В 2020 году был создан частный фонд MOST Ventures Fund объемом $10 млн. Сейчас в него входят бизнес-инкубатор, клуб бизнес-ангелов UMAY и IT-хаб. Холдинг оказывает финансовую и нефинансовую поддержку технологическим предпринимателям.

Также Astana Hub сообщил о запуске венчурного фонда Astana Hub Ventures, который усилит поддержку экспорта и глобальной экспансии казахстанских IT-продуктов. Он позволит казахстанским стартапам получить финансирование и доступ к международным рынкам, ускоряя их рост и развитие. 

В прошлом году президент компании-организатора Евразийского IT-форума StrategEast Анатолий Моткин говорил «Курсиву», что венчурные инвестиционные фонды из США неохотно вкладываются в IT-стартапы из Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы из-за близости Афганистана, России, Ирана и Китая. 

Одной из главных проблем Казахстана и всей Центральной Азии Моткин называл слабое развитие IT-экспорта и «утечку мозгов». Он призывал государства региона обратить внимание на новый рынок — страны Персидского залива. По словам Моткина, они гораздо менее консервативны, чем США, кроме того, в Катаре и Саудовской Аравии в разы выше скорость цифровизации.

Читайте также