Истории | Газета Курсив №20

Цены на шоколадные изделия казахстанского производства выросли на 20% с начала года и продолжат повышаться

Как кондитерский бизнес подстраивается под новые закупочные прайсы на фоне глобального удорожания какао-бобов, рассказали «Курсиву» участники рынка. Они видят два выхода из ситуации – шоколадной продукции придется или «сбросить вес», или еще сильнее вырасти в цене. 

фото: shutterstock

Дороже золота 

19 апреля 2024 года цена какао-бобов на лондонской бирже ICE Futures Europe достигла своего исторического максимума – $11 461 за тонну. Для сравнения: 19 апреля 2023 года этот показатель был в четыре раза ниже – $2842. Достигнув пика, с того дня цена не опускалась ниже $7166, а по состоянию на 4 июня составляла $9557 за тонну, что в 3,2 раза выше, чем годом ранее.

Те, кто вложился на бирже в какао, выиграли даже больше тех, кто предпочел золото. По данным Всемирного банка (World Bank Commodity Price Data), рост среднемесячной цены за килограмм какао-бобов в мае с начала года составил 79%, а относительно мая 2023 года – 154%. Это самый высокий показатель среди сырьевых товаров. Для сравнения – золото выросло в цене с начала года на 16%.

Ажиотаж на биржах вызван неурожаем из-за засухи в Западной Африке, на страны которой приходится основная часть всего мирового экспорта какао-бобов. К слову, на втором месте по темпам роста цен с начала года оказался кофе сорта робуста, что тоже было связано с его неурожаем. 

Ценовая корректировка

По данным Бюро национальной статистики, в Казахстане с начала года цены на шоколад выросли на 7,4%, а на конфеты, глазированные шоколадом – на 7,3%. При этом крупные отечественные производители, говоря о росте цен на собственную продукцию, оперируют двузначными числами.  

«Удорожание какао-бобов на мировых биржах привело к беспрецедентному росту стоимости закупки какао-продуктов (какао-бобов и какао тертого). Фактически, стоимость закупки какао-бобов выросла в три-четыре раза. В отдельных случаях, в связи с ограниченным предложением, мы были вынуждены перейти на закуп какао-продуктов, стоимость которых доходила до $20 тыс. за тонну», – прокомментировали ситуацию на кондитерской фабрике «Рахат» (АО «ЛОТТЕ Рахат»).

В компании приняли решение повышать цены на ассортимент, содержащий какао (конфеты, шоколад, глазированные изделия).

«Корректировать цену на продукцию с содержанием какао мы планируем поэтапно, с учетом рыночных цен на сырье. С начала года увеличение стоимости на вышеуказанную продукцию составило порядка 20%», – сообщил «Рахат». 

О повышении стоимости какаосодержащей продукции на 15–25% с начала года «Курсив» информировали и представители другой крупной отечественной кондитерской фабрики – «Баян Сулу» (АО «Баян Сулу»). 

«Удорожание какао действительно оказало значительное влияние на наш бизнес. Как производитель кондитерских изделий, мы сильно зависим от цены на какао, поскольку это ключевой ингредиент в производстве шоколада и других сладостей. Повышение стоимости какао привело к увеличению производственных затрат, что, в свою очередь, оказало давление на нашу прибыльность», – объяснили в компании.

«Порой изменение отпускных цен для клиентов в рамках недискриминационного подхода, с соблюдением действующего законодательства и договорных обязательств, является неизбежной мерой, призванной сохранить возможность поддерживать высокое качество производимой продукции для наших потребителей», – прокомментировал рост цен на шоколад управляющий директор Mondelez International в странах Евразии Олег Савчук

Mondelez International не производит на территории Казахстана свою продукцию, однако активно присутствует на местном рынке в категории кондитерских изделий (Milka, Oreo, Alpen Gold). Как с начала года изменились ценники на продукцию кондитерского гиганта, в компании озвучивать не стали. Олег Савчук лишь добавил, что в транснациональной корпорации пока стараются найти внутренние резервы:

«Мы продолжаем сталкиваться со значительным повышением издержек на сырье по всей нашей цепочке поставок в связи с высокой волатильностью биржевых цен на какао, которое является ключевым сырьем для нашей шоколадной продукции. В то же время мы понимаем, что потребители сегодня вынуждены сталкиваться с серьезным экономическим давлением. По мере возможности мы абсорбируем увеличение производственных затрат внутри бизнеса за счет оптимизации процессов».

К оптимизации производства на фоне сложившейся ситуации прибегают и другие компании. Для минимизации затрат в «Баян Сулу» намерены заключать долгосрочные контракты на поставку какао, чтобы зафиксировать более стабильные и предсказуе­мые цены, а в «Рахате» смогли договориться о поставках других значимых ингредиентов (сахар, мука, жиры) на более выгодных условиях,  что позволяет немного сдерживать рост себестоимости продукции. 

Не снижая горечи

На фоне какао-кризиса некоторые производители прибегают к радикальным мерам. Например, по сообщению издания «Коммерсант», крупный российский пищевой холдинг «КДВ Групп» приостановил производство шоколада O’Zera до стабилизации цен на какао-бобы, розничные сети пока не могут заказывать эту продукцию. А в компаниях Mars и Nestle уменьшили размеры некоторых своих батончиков, сообщал Bloomberg. 

О возможном изменении своего ассортимента «Курсиву» рассказали в Mondelez International. 

«Учитывая значительный рост затрат на ключевые ингредиенты, такие как какао и сахар, а также другие расходы в цепочке поставок, возможно, нам придется внести коррективы в наши продуктовые предложения. Эти корректировки могут включать изменения в ассортименте или процентном соотношении нашей продукции», – отметил Олег Савчук.

Казахстанские производители такой вариант пока не рассматривают.

«Несмотря на удорожание какао, мы решили сохранить наш ассортимент и процентное соотношение выпускаемой продукции без значительных изменений. Мы понимаем, что нашим потребителям важны привычные вкусы и высокое качество нашей продукции, поэтому стремимся минимизировать влияние роста цен на какао на наш ассортимент», – заявили в «Баян Сулу».

«Рахат» тоже обещает, что менять продуктовую линейку в пользу товаров с меньшим содержанием какао не будет.

«Однако по причине роста стои­мости какао-бобов увеличится стоимость шоколадной продукции, а это может повлечь за собой снижение покупательского спроса и, соответственно, снижение объемов ее выпуска», – добавили в компании.

По данным самого производителя, за четыре месяца 2024 года уровень продаж продукции «Рахат» в натуральном выражении снизился на 6% в сравнении с аналогичным перио­дом прошлого года.  

Международная организация по какао (ICCO) 31 мая опубликовала пересмотренные прогнозы на текущий сезон. «По ходу сезона 2023–2024 становится очевидно, что он завершится с более высоким дефицитом, чем ожидалось ранее. Значительное снижение поставок какао из ведущих стран-производителей еще больше увеличило дефицит предложения. Прогнозируется, что мировое производство снизится на 11,7% (5,047 млн тонн, до 4,461 млн тонн), а объемы измельчения какао уменьшатся на 4,3%», – говорится в сообщении организации.