Новости

В Казахстане планируют разработать технологию чистой переработки литий-ионных батарей от электромобилей, самокатов и инструмента

Зеленую технологию переработки отработанных литий-ионных батарей планируют разработать в Казахстане/shutterstock, бильд-редактор: Артур Алескеров

Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Жезказганредмет» (РГП) комитета индустриального развития министерства промышленности и строительства планирует совместно с австралийским партнером создать «зеленую» технологию переработки литий-ионных батарей от электросамокатов, электромобилей и электроинструмента, сообщил директор РГП Нариман Абылканов.

«Мы заключили с «Казатомпромом» генеральное соглашение о совместных действиях по отработке закрытых урановых блоков. Кстати, говоря, мы совместно с «Казатомпромом», компанией SGS и Maritime House в этом году заключим консорциум, целью которого будет работа на урановых блоках «Казатомпрома» с выделением редкоземельных элементов и сейчас это все идет на стадии подписании идеи. Кроме этого, мы подписали соглашение с австралийской компанией по переработке и рециклингу постоянных магнитов на основе неодима (редкоземельный металл — Курсив)», — сказал он на АММ-2024.

По его словам, компания намерена перерабатывать литий-ионные батареи по зеленой технологии.

«Нужно отметить, что зеленая технология – это зеленая технология по способу по получению электроэнергии. С другой стороны, все зеленые технологии также имеют отходы, которые реально сейчас никто не перерабатывает. Вы наверно уже видели в Youtube и других социальных сетях брошенные литий-ионные батареи, кучу брошенных электрических самокатов, которые просто лежат, и легче все это просто бросить и не перерабатывать. Хотя там содержатся такие металлы как литий, на который никто не обращает внимание», — сказал Абылканов.

Глава компании отметил, что постоянные магниты также используются в ветровых установках.

«Сейчас ожидаем первую партию на переработку. Это будет пробная переработка. Я думаю, мы продвинулись в этом направлении далеко. Я думаю, что в этом проекте есть перспективе. В любом случае во всех наших проектах присутствует нидерландская компания SGS», — сказал он.

По его словам, у «Жезказганредмета» есть соглашения с рядом европейских компаний по поставке отходов различного производства, в том числе цветной металлургии.

«На сегодняшний день вместе с национальной компанией «Казатомпром» проводится научное исследование по технологии получения редких металлов из отработанных урановых блоков. Совместно с нидерландской SGS у нас подписан меморандум о совместных действиях по разработке технологии комплексного использования металлургических отходов», — отметил он.

Абылканов сообщил «Курсиву», что в рамках этого планируется разработать технологии, которые будут экономически эффективными.

«Жезказганредмет» с 2023 года активно сотрудничает с британской Maritime House по разработке технологии извлечения и переработки редкоземельных элементов из различных видов сырья, в том числе из отходов авиационной промышленности, нефтехимической промышленности. Партнер РГП является одним из мировых лидеров по производству металлического рения.

«Вследствие истощения запасов медеплавильного производства на Жезказганском месторождении и некоторого износа основных фондов корпорации «Казахмыс» у нас произошло некоторое снижение выпуска рения. Мы взяли курс на переработку отходов производства, в том числе цветной и черной металлургии, а также авиационной промышленности», — сообщил глава компании.

По его словам, «Жезказганредмет» разработал и внедрил технологию переработки жаропрочных никелевых сплавов.

«Основной поставщик у нас компания Rolls-Royce – при поддержке Maritime House. Эта технология позволяет нам комплексно извлекать из этих сплавов металлы. Мы получаем из него рений, никель-кобальтовый концентрат и вольфрам-танталовый концентрат», — сказал он.

Совместно с «Казатомпромом», так как он один из мировых лидеров в производстве тантала, «Жезказганредмет» заканчивает разработку и апробирование технологии разделения вольфрам-танталового концентрата на тантал и вольфрам. По словам Абылканова, промышленные испытания завершили и технология уже готова к внедрению.

Позднее он уточнил «Курсиву», что речь идет о возможности создания собственной чистой технологии переработки литий-ионных батарей.

«Мы ни с каких территорий, ни в каких объемах. Речь идет о том, что мы объединяем усилия по разработке эффективной технологии рециклинга тех металлов…. Есть в мире технологии. Они, во-первых, дорогостоящие. Во-вторых, есть ограничения. Сам рециклинг литий-ионных батарей допустим не всегда чистый. Мы не хотим быть мусорной свалкой ни Европы, ни еще кого-либо. Мы хотим, чтобы наши технологии соответствовали тому, к чему мы стремимся. Мы стремимся в своей стратегии к технологии зеленой переработки. Поэтому мы осторожно относимся к технологиям, которые сейчас существуют», — сказал он.

По его словам, технология производства батарей самокатов и электромобилей одинаковая.

«Вы представляете сколько через 10 лет будет лежать в Казахстане разбитых и никому не нужных самокатов? А у нас сейчас идет время на разработку. Не нужно зацикливаться на электросамокатах. Я упомянул их, потому что они горами лежат. На самом деле, точно такая же проблема с автомобилями. Тоже есть куча брошенных литий-ионных батарей, которые просто ждут своей переработки. И по всему миру это из года в год не просто нарастает, а сама динамика накопления нарастает. И это очень большой рынок, который еще никем не освоен», — сказал Абылканов.

Он отметил, что технология позволит перерабатывать любые литий-ионные батареи, в том числе из электрического инструмента (шуруповертов и так далее).

«Жезказганредмет» производит перренат аммония, рениевую кислоту, металлический рений в виде порошка, штапиков, таблетирования и изотоп осмия 187. Цех по переработке и извлечению редких металлов расположен на территории Жезказганского медеплавильного завода. Рений, осмий и другое сырье «Жезказганредмет» получает в основном от «Казахмыса». Эти металлы приходят в промывной кислоте с медеплавильного производства. Еще одним поставщиком сырья выступает «Казцинк».

В связи с истощением запасов в Жезказгане компания планировала найти новые проекты. В 2023 году Абылканов сообщил, что весь рений и другая продукция уходит из Жезказгана в Европу через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Изменение маршрута транспортировки произошло в ответ на ухудшение геополитической ситуации в мире. Глава «Жезказганредмета» также сообщил об интересе компании к участию в аукционах по редким и редкоземельным металлам.

Рений имеет высокую температуру плавления и стоек к коррозии в химически агрессивных средах. Металл используется в металлургии, нефтехимической промышленности, радиоэлектронике, авиастроении, приборостроении и медицине.