Петиция о запрете «пропаганды ЛГБТ», инициированная антипрививочниками и борцами за традиционные ценности «Казахстанским союзом родителей», продолжает быть одной из главных тем в интернете (не только в РК). Что об инициативе думают казахстанские правозащитники, действительно ли госслужащие подписывали документ под давлением акиматов и как запрет ЛГБТ может повлиять на гражданское общество, разобрался Kursiv LifeStyle.
Феминистка и активистка Айгерим Кусайынкызы считает, что петиция о запрете «пропаганды ЛГБТ» нарушает базовые права, закрепленные в Конституции.
«Преследование человека за его сексуальную ориентацию и гендерную идентичность – это грубое нарушение его прав. Число стран, столкнувшихся с кризисом гомофобии, растет день ото дня. Вместе со специалистами в области прав человека мы поднимаем тему о способах борьбы с гомофобией <…> Если вы хотите стать передовой страной в области прав человека, я надеюсь, что такие нечеловеческие законы не будут приняты».
Квирный активист и контент-креатор Мутали Москеу уверен: запрет «пропаганды ЛГБТ» приведет к еще большим ограничениям.
«Я думаю, что эта петиция нарушает права человека, а значит, Министерство культуры и информации не должно ее рассматривать. Это буквально написано в их же правилах. В противном случае гражданское общество имеет право привлечь их к ответственности. Запрет «пропаганды ЛГБТ» приведет к еще большим запретам. Если придут за квирами, завтра придут за кем угодно. Поэтому каждый гражданин и каждая гражданка Казахстана заинтересованы в том, чтобы не допустить принятия этого закона».
По мнению Мутали, подобные гомофобные инициативы берут свое начало из симпатии правительства к России.
«Если слухи о том, что госслужащих заставляли подписывать петицию, окажутся правдой, то это в очередной раз подтверждает, что у нашего правительства квирфобная позиция. Не удивлюсь, если она такая только из-за Кремля. Наверное, даже спустя больше чем 30 лет независимости наша страна никак не может найти свой путь. Это очень огорчает. А то, что госслужащие якобы так спокойно подписывают подобные петиции, говорит о том, что они не осознают силу своего голоса и последствия, к которым приводят их действия».
Халида Ажигулова, правозащитница, юрист и член рабочей группы мажилиса по разработке закона, ужесточающего наказание за бытовое насилие («закон Салтанат»), назвала петицию незаконной.
«Я считаю, что такая петиция является антиконституционной, так как нарушает конституционный принцип запрета дискриминации по любым обстоятельствам, транслирует ненависть и нетерпимость к целой социальной группе».
Правозащитница объяснила, почему запрет ЛГБТ не имеет никакого смысла с точки зрения физиологии.
«Научно доказано, что сексуальная ориентация и гендерная идентичность – это врожденные характеристики человека, и их невозможно изменить, точно так же, как нельзя изменить свой биологический пол, расовую или этническую принадлежность. Дети начинают осознавать свою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность примерно в подростковом возрасте, с началом полового созревания. На это осознание никак не могут влиять ни книги, ни фильмы, ни любой онлайн-контент. Если у ребенка врожденная гетеросексуальная ориентация, то никакая «ЛГБТ-пропаганда» ее не изменит. И наоборот».
Вопросы возникают не только к авторам петиции и их финансированию, но и к платформе Epetition.kz, которая одобрила и разместила предложение.
«Я считаю, что такую петицию изначально нельзя было размещать на официальном государственном сайте петиций. Ни одна уважаемая международная платформа петиций никогда бы не разрешила размещение такой ненавистнической и дискриминационной петиции. И наша государственная платформа петиций не должна превращаться в инструмент мракобесия и ненависти. То, что петицию подписали как минимум 50 тысяч человек, вызвало бы серьезную обеспокоенность настоящих демократических режимов, где права человека действительно являются ценностью».
Цель петиции, считает правозащитница, не коррелируется с защитой тех самых традиционных ценностей.
«Запрет якобы пропаганды ЛГБТ приведет к серьезным нарушениям международных обязательств РК в области прав человека. В самой петиции есть немало манипуляций. Например, ее «цель» – защита традиционных ценностей. Ненавидеть целую группу людей – это не пример традиционных ценностей ни у одного цивилизованного народа. Это проявление ксенофобии, а также форма преследования. Если такая петиция будет поддержана государством, то на международном уровне это может быть расценено как форма политического преследования ЛГБТ-сообщества в Казахстане».
После разговоров о якобы подписании петиции государственными служащими (один из квирактивистов заметил активизацию подписантов в рабочее время, в Сети появились скрины сообщений из возможных чатов госслужащих) проект Education Community начал собственное расследование. Активисты собирают любую информацию о петиции и тех, кто ее подписывал. Сами акимы отрицают давление на бюджетников.
В случае рассмотрения и принятия инициативы Казахстан может откатиться на десятилетия назад. И это после долгожданного ужесточения закона о домашнем насилии.