Спикер сената Маулен Ашимбаев назвал вложения Нацфонда в акции «КазМунайГаза» (КМГ) неликвидными и противоречащими принципам диверсификации. Об этом он сказал на заседании сената. Министерству финансов принадлежит 20% акций КМГ, приобретенных за счет средств Нацфонда.
«КазМунайГаз» – устойчивая компания, по ней проблем не будет. Но это нарушает принцип инвестирования средств суверенного фонда, это во-первых. Во-вторых, это подвешенная ликвидность в этих акциях. Захочет фонд сейчас их продать, он же не продаст, никто ему не даст. Соответственно, у этих акций нет ликвидности сейчас», – сказал Ашимбаев.
По словам Ашимбаева, 20%-ный пакет «КазМунайГаза» является «легитимным и законным», однако он обратил внимание на то, что инвестиции Нацфонда в акции КМГ противоречат принципу дифференцированности портфеля Нацфонда.
За три последних месяца прошлого года акции «КазМунайГаза» были приобретены на общую сумму 1,3 трлн тенге. В дальнейшем они были направлены в бюджет через дивиденды «Самрук-Казыны», которая владела бумагами и выступала продавцом.
«Насколько правильно, что мы так активно используем Национальный фонд через разные инструменты. Среди них гарантированный трансферт, целевой трансферт, выкуп облигаций квазигоссектора, это внебюджетное финансирование квазигоссектора – парламент к этому не имеет отношения. Еще появился такой инструмент, как продажа акций флагманских компаний Нацфонду», – сказал спикер сената.
Он отметил, что сейчас за Нацфондом пристально следит население в связи с введением программы «Нацфонд – детям». Ашимбаев напомнил, что казахстанский суверенный фонд составляет $60 млрд, и для Казахстана, экспортирующего нефть и сырье на протяжении 30 лет, он относительно небольшой. В пример он привел американскую компанию Chevron, которая работает на месторождении Тенгиз: ее капитализация равняется $300 млрд.
«Там могло быть и 100 млрд тенге, и 150 млрд тенге, если бы так активно не изымать разными способами через трансферты, через облигации. Облигации – тоже, наверное, неплохой инструмент, но мы же видим убытки по этим облигациям. За прошлый год облигации квазигоссектора, которые были выкуплены Нацфондом, по ним этот вопрос уже поднимали, убытки 60 млрд [валюта не была отмечена спикером] по одному типу облигаций. По другому виду – небольшой тип купона. Это, наверное, легитимный инструмент, но в результате использования такого финансирования квазигоссектора Нацфонд недополучает средства, которые могут получать альтернативные инструменты», – сказал Маулен Ашимбаев.
Однако Нацбанк в ответ на запрос «Курсива» в середине февраля рассказал, что доля облигаций развитых и развивающихся стран составляет 29% и 20% соответственно, корпоративных облигаций – 10%. Совокупная доля облигаций в портфеле составляет 59%, в то время как доля акций составила 33%, золота – 5%, альтернативных инструментов – 3%.
В начале июня депутат мажилиса Татьяна Савельева сообщила, что налоговые поступления от нефтяного сектора в Нацфонд за 2023 год оказались меньше целевого уровня на 1,6 трлн тенге – 4,6 трлн тенге вместо запланированных 6,2 трлн. Потери были компенсированы за счет доходности Нацфонда, которая составила 11,4% за 2023 год. В то же время в 2022 году доходность равнялась минус 10,4%.