Новости

Почему война в Украине не так сильно отразилась на Казахстане, как того ожидали эксперты

Казахстан показал темпы роста ВВП выше прогнозов / коллаж kursiv.media, бильд-редактор: Аружан Махсотова

Аналитик Halyk Finance Санжар Калдаров исследовал, как конфликт в Украине повлиял на развитие экономики Казахстана. «Курсив» приводит выдержки из статьи эксперта. 

По мнению Калдарова, война в Украине застала Казахстан в сложный период, когда страна только начала восстанавливаться после пандемии COVID-19, а затем и трагических январских событий. Поэтому ожидания многих экспертов по поводу развития Казахстана были крайне негативными. Они прогнозировали высокую инфляцию и процентные ставки, низкий рост экономики и снижение доходов населения. 

Так, перед началом войны большинство прогнозов по росту ВВП Казахстана на 2022 год находились в диапазоне 3,5-4,5%, однако позже все международные институты пересмотрели свои прогнозы до диапазона 1,8-2,3%. Само правительство РК изначально давало прогноз в 3,9%, который впоследствии был снижен до 2,1%.

В итоге, несмотря на пессимистичные оценки, в 2022 году экономика Казахстана выросла на 3,2%, что оказалось выше всех прогнозируемых значений. Среди положительных факторов роста эксперт выделяет: 

  • бюджетный импульс – за счет антикризисных мер правительства государственные расходы увеличились примерно на 20% год к году – до 21,5 трлн тенге, что поддержало темпы роста ВВП; 
  • высокие цены на углеводороды, вызванные конфликтом в Украине, – средняя стоимость нефти марки Brent за 2022 год сложилась на уровне $99,8 за баррель;
  • рекордный за десятилетие размер урожая зерновых, который способствовал росту валового выпуска сельского хозяйства до почти двузначных значений; 
  • рост реэкспорта товаров в Россию на фоне санкционных ограничений. 

В то же время отрицательное воздействие на экономику в 2022 году оказали: 

  • крупная авария на Кашагане, из-за которой объем добычи нефти в стране снизился до 84,1 млн тонн; 
  • рекордные двузначные темпы инфляции и высокая базовая ставка; 
  • сокращение потребления домохозяйств из-за масштабных социально-экономических потрясений.

В 2023 году международные институты предполагали, что экономика Казахстана начнет восстанавливаться, при этом большинство прогнозов по росту ВВП было в диапазоне 2,5–4,4% (не считая прогноз правительства в 5,3%).

Однако и в 2023 году фактический рост ВВП составил 5,1% – рекордный за последнее десятилетие уровень. На этот раз темпы роста в основном поддержали внебюджетные изъятия из Нацфонда в конце года на сумму 1,3 трлн тенге, а также рост нефтедобычи, что в какой-то мере компенсировало падение цен на нефть до докризисных уровней, пишет Калдаров. 

Эксперт подчеркивает, что многие из прогнозов экспертов сбылись, однако макроэкономические последствия украинского кризиса для Казахстана были неоднозначными – были предпосылки как для ускорения, так и для снижения роста ВВП. 

«Вслед за введением санкций наблюдался некоторый приток российских и международных компаний в РК, а в банковском секторе произошла значительная перестановка. События в Украине также дали новый импульс для диверсификации торговых и нефтяных маршрутов Казахстаном для снижения зависимости от России», – добавил эксперт. 

Доверие к нацвалюте возвращается? 

Калдаров заметил, что волатильность курса тенге в начальный период войны в Украине негативно повлияла на экономику страны и сильно подорвала постепенно крепнущее доверие к национальной валюте. Однако на данный момент это доверие постепенно восстанавливается из-за необычайно устойчивого курса тенге к доллару в последние полтора года за счет валютных интервенций НБ РК, высоких цен на нефть и крупных изъятий из Нацфонда.

Несмотря на то, что Россия была и все еще остается главным торговым партнером РК, зависимость курса тенге от рубля, которые до начала войны двигались почти синхронно, если и не исчезла полностью, то существенно снизилась, заметил эксперт. Он полагает, что данная связь со временем будет только ослабевать по мере развития новых торговых отношений между Казахстаном и другими странами и дальнейшего снижения доли РФ в товарообороте.

Как отметил Калдаров, из-за санкционного режима удельный вес России в совокупном товарообороте РК в 2022 году снизился сразу до 19,9%, а в 2023 году – уже до 18,6%. Наиболее существенное сокращение произошло в части импорта, где доля России в 2022 и 2023 годах составляла 35,1% (-7,4% г/г) и 26,5% (-8,6% г/г) соответственно. Это произошло, так как многие товары, которые ранее поставлялись как из самой России, так и транзитом через ее территорию, стали более недоступными, что подтолкнуло Казахстан налаживать импорт из Европы, Китая и других стран. При этом важным изменением во внешней торговле в 2023 году стало перемещение Китая на вторую позицию после стран Европы по объему товарооборота с Казахстаном.