Депутаты считают, что 70 тыс. тенге будет достаточно для воспитания одного ребенка в Казахстане. По мнению Ирины Смирновой, этой суммы хватит, чтобы обеспечить многодетной семье хорошее питание и образование детей. Однако, ее коллега — Гаухар Танашева, которая воспитывает 11 детей, призналась, что ей не хватает даже «депутатской зарплаты».
«Сегодня одна многодетная мама говорила о 70 тыс. тенге — это нормальная цифра на ребенка. У нас минимальный прожиточный минимум 43 тыс. тенге, а когда на ребенка выделяют 11 тыс. и говорят, что это какая-то бешеная сумма, — это ниже прожиточного минимума в четыре раза. Что он ест вообще, каким он выйдет в жизнь? Он выйдет нездоровым, получившим плохое образование и что дальше произойдет?» — поделилась мнением депутат Ирина Смирнова во время круглого стола по проблемам социально-уязвимых слоев населения в мажилисе.
Она отметила, что цифры Минтруда о людях, которые живут в нищете, очень занижены. По ее данным, ЮНИСЕФ несколько лет назад сообщил, что около миллиона детей в Казахстане живут в бедности.
«Министерство просвещения не опровергло эту цифру, значит так и есть. Наверное, сейчас эта цифра еще больше — это только детей, а еще сколько взрослых оказываются в этой беде. Как они обеспечиваются, что они едят, где они живут, и как они учатся? Никого эти вопросы не волнуют. В это же время огромные предприятия, как, например, ТРЦ MEGA, не облагаются налогами. Наверное, госорганам нужно пересмотреть подходы и дать предложения в законодательство, чтобы мы могли внести свои поправки о том, чтобы изменить это положение в корне», — поделилась она.
В свою очередь, Гаухар Танашева рассказала, что ее зарплаты депутата (парламентарии получают от 600 тыс. до 1,5 млн тенге) не хватает, чтобы одной воспитывать шесть биологических и пять приемных детей. По ее словам, 70 тыс. тенге — это сумма минимальной заработной платы, но этого тоже недостаточно.
«Я до этого занималась бизнесом, но сейчас я целиком занимаюсь парламентской работой, поэтому мне моей зарплаты не хватает. Можно даже сказать, что мне сейчас сложновато. Здесь я занимаюсь теми проблемами, которые переживаю внутри», — рассказала Танашева.
Она отметила, что еще в 2023 году в своем депзапросе предложила повысить суммы пособий для многодетных семей до 70 тыс. тенге на ребенка, но в правительстве ответили, что это потребует больших финансовых расходов. По ее данным, в этом году на каждого ребенка государство выплачивает 14 тыс. тенге, то есть 460 тенге в день. В 2023 году размер пособия был в районе 13 тыс. тенге, то есть за год оно увеличилось всего на 1000 тенге.
«Госорганы отвечают, что в бюджете нет денег и все… тема закрыта. Варианты решения они не рассматривают. Как я поняла, на тысячу тенге в год поднимают — этого достаточно», — добавила она.
Депутат Ажар Сагандыкова считает, что у государства должен быть дифференцированный подход к оказанию помощи, так как у каждой возрастной группы детей свои потребности, также необходимо учитывать гендерные различия. При этом, предел по сумме пособий, по ее мнению, необходимо установить не меньше 150 тыс. тенге.
«Лечение болезни начинается тогда, когда мы начинаем признавать диагноз. К сожалению, госорганы не хотят и не принимают свои ошибки. Когда они сделают глубокий анализ, может быть даже применять научный подход ко всей этой проблеме, то тогда можно говорить об исправлении. Очень важно учитывать опыт других стран. Я понимаю, что сегодня или завтра этого не произойдет, но делать попытки надо. И надо уже учиться, а не заучивать других», — подчеркнула депутат.
Ранее «Курсив» писал, как в Казахстане реализуют главную инициативу 2024 года — «Национальный фонд – детям». Специалисты изучили данные из открытых источников и подсчитали расходы в год на одного ребенка в возрасте 4-7 лет.