В Кыргызстане завершился II Бишкекский кинофестиваль. Конкурс оказался продуктивным для наших кинематографистов – из девяти основных призов четыре отправились в Казахстан. Плюс еще одну награду наша страна получила от Союза кинематографистов КР – был награжден фильм «Маленький самурай» Ерлана Нурмухамбетова и Сано Синдзю.
Кинофестиваль в Бишкеке проводится только второй раз, но уже успел стать площадкой, сумевшей объединить всех кинематографистов Центральной Азии и оказавшейся отличной базой для нетворкинга – как международного, так и внутристранового (причем, не только для кыргызов, но и для казахов). Элементарно – с начала года в Казахстане еще не было ни одного подобного мероприятия (их отменили из-за паводков). Чтобы пообщаться друг с другом, казахстанцам понадобилось выехать к соседям – шутили наши кинематографисты.
Казахстан – очевидный лидер региона
На данный момент у нас самая активно развивающаяся индустрия в Центрально-Азиатском регионе, что понятно: хорошая государственная поддержка (особенно в сравнении с соседними странами), частные инвестиции, не говоря уже о талантливых людях и нескольких поколениях кинематографистов, каждое из которых активно творит. На II Бишкекском кинофестивале доминирование казахской индустрии было заметно – в питчинге было больше всего именно наших соотечественников, в конкурсе картины из Казахстана были в числе сильнейших участников.
В итоге все призы центральноазиатской программы поделили между собой кыргызка Дальмира Тилепберген и казахстанцы. Ее фильм «Белек» («Подарок») о девочке, которая хотела стать мальчиком, получил гран-при этого конкурса, а также его отметили за лучшую актерскую работу – награду завоевала юная актриса Жаннат Куручбекова.
А казахские кинематографисты увезли с собой статуэтки за «Лучшую режиссерскую работу» (Асхат Кучинчиреков с картиной «Бауырына салу»), «Лучшую роль» (Ерсултан Ерман, «Бауырына салу») и «Лучший сценарий» («Тул» Шарипы Уразбаевой). В «Бауырына салу» рассказывается о травмирующей казахской традиции отдавать старших детей на воспитание своим родителям, из-за чего ребенок навсегда оказывается оторванным от родных матери и отца. А «Тул» – это coming-of-age история об одной воспитаннице интерната, столкнувшейся с детским буллингом, а затем и с суровой взрослой жизнью.
Даже в международном конкурсе у нас два приза – «Лучшим оператором» назвали Азиза Жамбакиева, снявшего непальскую картину «Шамбала», а премию Союза кинематографистов получил, как уже упоминалось, казахстанско-японский копроект «Маленький самурай».
Гран-при интернационального конкурса заслуженно завоевала якутская картина «Легенды вечного снега» Алексея Романова, лучшим режиссером назвали кыргыза Мирлана Абдыкалыкова, представившего драму «Похищение невесты», а лучшей актрисой фестиваля стала иорданка Мона Хава («Иншалла, мальчик»). Приз мэрии Бишкека получил один из самых кассовых фильмов Центральной Азии – «Пейiш» кыргызского режиссера Руслана Акуна, который и у нас собрал сумасшедшую кассу – больше миллиарда тенге. Специальный приз от «Этномедиа» получил «Бошетунмай» Амантура Ормука.
Казахстанско-кыргызские проекты: есть куда вместе расти
Сотрудничество кинематографистов наших стран всегда было тесным и максимально близким еще с советских времен. Так, одну из самых потрясающих лент в истории казахского кино драму «Коксерек» («Лютый), созданную по рассказу нашего классика Мухтара Ауэзова «Серый Лютый», снял легенда кыргызского кино Толомуш Океев. Активно работал в Казахстане и кыргызский режиссер Болот Шамшиев, снявший не одну работу в сотрудничестве с «Казахфильмом» («Снайперы» об Алие Молдагуловой и «Выстрел на перевале Караш» по произведению Ауэзова). Любимый оператор Акана Сатаева – кыргызстанец Хасан Кыдыралиев.
Если говорить о современности, то первооткрывателем массового казахстанского кинорынка стал, пожалуй, молодой кыргызстанец Руслан Акун, который сначала вышел в прокат со своей дебютной работой «Салам, New York», а потом запустил в Казахстане две мегауспешные франшизы «Каникулы offline» и «В поисках мамы». Простые, добрые, детские, семейные истории с едва уловимым налетом индийского кино (в одной из историй уже повзрослевший мальчик ищет за границей мать, которая когда-то его оставила) очень понравились простым казахстанцам. Затем была казахско-кыргызская мелодрама с участием старшего поколения – «Сәлем, Европа», где старики отправляются в романтическое путешествие по Европе.
Самая свежая работа Акуна «Пейіш. Жұмақ ананың табанының астында» (что на русский можно перевести как «Рай у ног матерей») вообще стала суперхитом – ведь современного массового кино для мусульман сейчас практически не снимается, а это очень благодатная и коммерчески выгодная ниша (мусульман, читающих пятикратный намаз и соблюдающих все каноны, в нашем регионе становится больше с каждым годом). «Курсив» уже писал об этом феноменальном фильме – это история кыргызского «Форреста Гампа», 35-летнего парня с ментальными особенностями по имени Адиль. Однажды парень услышал, что если дойти до Мекки пешком, то человек заслужит место в раю, и у него возникла идея фикс – дойти до святого для всех мусульман места со своей мамой, тогда они оба там окажутся и уже никогда не разлучатся.
Еще один кыргызский продакшн, который активно работает в Казахстане, это 1.1studio, его представители Асхат Табалдиев и Бахтияр Матянью дали на Бишкекском кинофестивале мастер-класс и рассказали, как из любительской студии превратиться в компанию международного класса.
Казахстанско-кыргызский сериал «Черный двор» открыл молодым кыргызским кинематографистам дорогу на большие рынки
Одним из самых громких проектов 1.1studio стал популярный среди молодежи веб-сериал «Черный двор», снятый казахстанской компанией Salem Social Media. Режиссер – Диас Бертис и актеры (Рауан Ахмедов, Дамир Амангельдин, Айбар Салы и др.) были из Казахстана, но часть продюсеров (автор идеи – Ростислав Ященко) и актриса (Элзада Исмаилова) – из Кыргызстана. Ребята говорят, что для того, чтобы проект получился качественным, им пришлось добавить почти 50 процентов сверху предлагаемого бюджета. Они рискнули, но остались довольны – благодаря этому проекту они стали номинантами знаменитого Пусанского кинофестиваля и в специальной секции боролись за звание лучшего азиатского сериала 2023 года.
«Главную награду мы не получили, но соперничать с Netflix, Disney и Paramount нам понравилось, мы продолжим работать в этом направлении», – говорит продюсер Асхат Табалдиев.
Сейчас идут переговоры относительно мексиканской адаптации шоу.
После этого сериала (который стали сравнивать с хайповым «Слово пацана») контентом студии заинтересовались россияне. Более того, команда из Кыргызстана уже успела отснять в Бишкеке сериал для России, о котором по контракту пока нельзя никому рассказывать.
«Работать было непросто, ведь там процесс съемок очень жестко контролируется продюсерами вплоть до того, какого цвета трава в кадре, но мы справились, – делится другой продюсер 1.1studio Бахтияр Матянью. – К тому же, этот, казалось бы, бюрократический процесс позволяет потом избежать сюрпризов и сдать готовый материал намного легче, ведь все утверждено до».
После успешного «Черного двора» продюсеры решили попробовать выйти в казахстанский прокат, в итоге родился кыргызско-казахский проект «Приговор», который вновь снял Диас Бертис, и главные роли у него сыграли звезды ранее названного сериала. Картина собрала рекордную кассу, как говорят продюсеры, если учесть бокс-офис обеих стран, то это около $2 млн. Кроме того, проект вышел в прокат в 40 российских городах.
«По «Приговору» мы поняли, что объем казахстанского рынка больше нашего примерно в пять раз, поскольку у вас мы собрали сумму в пять раз больше, чем у нас, – признается Бахтияр Матянью. – Но этот проект нас убедил в том, что мы тоже можем делать проекты для вашего конкурентного рынка, ведь мы братские народы, у нас схожий менталитет, одинаковые ценности, у нас очень похожи языки, даже когда делаем дубляж – не нужно заморачиваться с липсингом, попадание один в один».
Но это не односторонний процесс – наши картины тоже отлично чувствуют себя в Кыргызстане. Так, сейчас в КР довольно успешно прокатывается «Дәстүр» казахстанца Куаныша Бейсека.
«Ваша индустрия в разы больше, киноспециалистов с большим опытом тоже больше, у нас же много самоучек, которые учатся здесь и сейчас, – говорит Асхат Табалдиев. – Зато наши ребята могут работать с небольшим бюджетом и при помощи подручных средств сделать что-то стоящее», – отмечает Асхат.
«Да, грубо говоря, сделать из двух бутылок танк мы можем, – смеется Бахтияр. Там, где казахи скажут, что это невозможно, – мы попытаемся выкрутиться».
Удивительно, население Кыргызстана – 7 млн человек, нас почти в три раза больше, – 20 млн, но их самые успешные ленты могут в потенциале собирать также, как и наши – $1,5–1,7 млн. Во всяком случае, так считают продюсеры 1.1studio.
«Не удивляйтесь цифрам, у нас проект может быть в прокате год, в то время как у вас суперхит – максимум семь недель, ну, может, два месяца, потому что участников много», – говорят они.
Продюсеры рассказывают, что один из первых их полнометражных проектов – комедия «Биртууганчик» («Родственничек») была в прокате 11 месяцев и собрала сумасшедшую по тем временам кассу – $0,5 млн. «Когда мы выходили со второй частью в прокат уже почти через год, первая часть все еще собирала залы», – говорят создатели. Сейчас цифры еще выше – так, фильм о взаимоотношениях двух семей «Аяш» Бакыта Осмонканова показал, что объем кыргызского рынка намного больше, чем кажется со стороны. «Мы ставим перед собой амбициозную задачу – увеличить годовой оборот компании до $5 млн, и если все будет как надо, то цифра вполне реальная», – считает Асхат Табалдиев.
Сейчас компания переходит к жанровым картинам, попробовала криминальную драму, теперь работает над выпуском хоррора, а еще занимается адаптацией наиболее успешных кыргызских проектов для российского рынка, одним из таких стала комедия «Малыш», которую уже продали в Россию.