Продвижение высокого, устойчивого, долгосрочного и инклюзивного роста экономики после многих лет запустения будет нелегкой задачей для победителя парламентских выборов в Великобритании 4 июля. К счастью, Лейбористская партия, которая занимает лидирующие позиции, долго и серьезно обдумывала, как стимулировать слабый темп роста экономики Британии, пишет в колонке для Project Syndicate президент Куинз-колледжа Кембриджского университета Мохамед А. Эль-Эриан.
Долгосрочный рост без «рывков»
Как и в других развитых странах в последнее время, две основные политические партии Великобритании сделали экономический рост приоритетом своей политики. После бурного 49-дневного премьерства Лиз Трасс с ее «рывком к росту» в 2022 году, обе партии подчеркивают, что нет коротких путей к финансовому благополучию. Вместо этого внимание уделяется разработке мер для повышения производительности, распределения ресурсов и долгосрочного роста. В этом отношении оппозиционная Лейбористская партия опережает правящих консерваторов, хотя обе стороны все еще прорабатывают детали реализации своей политики.
Бодрый, устойчивый, долгосрочный и инклюзивный экономический рост необходим стране, где люди старшего поколения рискуют увидеть, как их дети оказываются в худшем положении, чем когда-то были они сами. Такое не происходило уже многие десятилетия. Только экономический рост может обеспечить ресурсы, необходимые для повышения уровня жизни, улучшения государственных услуг, поддержки устойчивых энергетических инициатив, ограничения масштабов общих налоговых увеличений и борьбы с неравенством благосостояния, доходов и возможностей.
«Призрак» Лиз Трасс
Короче говоря, все сводится к увеличению безопасного предела скорости экономического роста. Банк Англии низко оценивает потенциальный рост экономики Великобритании — на уровне 1%. Скорее всего при такой скорости многие проблемы страны со временем будут только усугубляться, а не решаться. Более того, этот уже слабый потенциал роста может еще больше снизиться, если проблему оставить нерешенной.
Нет единой меры, которая могла бы изменить эту перспективу, как по волшебству. Многих британских политиков до сих пор тревожит история Лиз Трасс, которая, будучи новоиспеченным премьер-министром, попыталась использовать сокращение налогов в качестве экономического стимула, что привело к разрушительному эпизоду финансовой нестабильности, закончившемуся сменой правительства. Теперь стало ясно, что после стольких лет недостатка инвестиций и снижения производительности, достижение высококачественного роста требует комплексного политического подхода, опирающегося на множество промежуточных целей.
Лейбористская партия пошла дальше в определении подобных структурных реформ. В ее программе есть предложения по реформированию системы планирования, развитию инфраструктуры, улучшению торговых связей, привлечению внутренних и иностранных частных инвестиций (в том числе через национальный фонд благосостояния), устранению налоговых диспропорций и проведению отраслевых инициатив. Партия также определила перспективные государственно-частные партнерства, направленные на увеличение инвестиций, поощрение инноваций и повышение эффективности.
Лейбористы указали, что попытаются укрепить существующие институты для «внедрения» многих из этих реформ. Чтобы все их указы не противоречили финансовой стабильности, они обязались соблюдать то же «правило» государственного долга, что и нынешняя Консервативная партия.
Политическая гибкость и комплексный подход
Теперь задача состоит в разработке детального плана исполнения, который включает в себя систему высокочастотного мониторинга для обеспечения обратной связи в режиме реального времени и, при необходимости, своевременной корректировки курса. Любой проект экономической политики должен отдавать предпочтение комплексным реформам вместо разрозненных. Такие реформы нужно реализовать одновременно, а не последовательно, и они должны быть проведены как можно скорее.
Как лейбористы уже продемонстрировали своим успешным стартом после прихода к власти в 1997 году, шаги по повышению доверия пойдут на пользу новому акценту на экономический рост. Именно это сделал в ту пору канцлер казначейства Гордон Браун, когда своим неожиданным и проницательным решением передал контроль над политикой процентных ставок Банку Англии, закрепив таким образом принцип независимости центрального банка.
Остается надеяться, что нынешнее руководство лейбористов не утратило политической гибкости, пока гналось за решительной победой на выборах. Некоторые из самых смелых мер, которые они предлагают, потребуют ресурсов на начальном этапе, а их рост и финансовые выгоды проявятся лишь со временем. Следующее правительство также столкнется с более сложной, все более разобщенной международной системой, и ему нужно будет заручиться постоянной поддержкой частного сектора, которому и предстоит выполнить основную часть тяжелой работы.
Самая сложная часть задачи
Еще одной задачей станет усовершенствование существующих двигателей роста, а также поддержка развития секторов и отраслей, которые будут способствовать росту в будущем. Найти правильный баланс может оказаться самой сложной частью задачи, учитывая ограниченность ресурсов страны и тот факт, что некоторые ключевые инициативы лучше всего проводить на региональном уровне. (С аналогичной проблемой сейчас сталкивается Европейский союз, у которого не хватает надежных региональных инициатив, способствующих инновациям в области искусственного интеллекта, науки о жизни и устойчивой энергетики.)
Продвижение высокого, устойчивого, долгосрочного и инклюзивного роста экономики — после стольких лет пренебрежительного обращения — никогда не представлялось легкой задачей. Необходимость обновления существующих двигателей роста экономики Великобритании и одновременного запуска новых делает задачу еще более сложной. Но, перефразируя знаменитую речь президента США Джона Ф. Кеннеди о полетах на Луну, победившая партия должна делать это и «другие вещи не потому, что это легко, а потому что это сложно».
Copyright: Project Syndicate, 2024.