Инвестиции

«Любимый индикатор Баффета» поднялся до самого высокого уровня в истории

Уоррен Баффет, Билл Гейтс
Уоррен Баффет (справа) в 2001 году назвал соотношение капитализации компаний к ВВП лучшим способом оценить рынок / фото: Reuters/Shannon Stapleton

Предпочитаемый инвестором-миллиардером Уорреном Баффетом индикатор переоцененности рынка поднялся до самого высокого уровня в истории. Акции американских компаний стоят сейчас дорого, но бизнес прогнозирует увеличение прибыли, поэтому инвесторы сохраняют оптимизм по поводу рынка. Его рост и высокие цены, правда, во многом связаны с очень небольшой группой самых популярных акций.

Детали

«Индикатор Баффета» сравнивает размер фондового рынка США с размером всей экономики страны: для этого общая рыночная стоимость всех публичных компаний (некоторые инвесторы используют индекс Wilshire 5000) делится на оценку размера ВВП за последний квартал. Если результат меньше 0,7 — рынок считается недооцененным; если между 0,9 и 1 — рынок справедливо оценен; а если больше 1,2 — он переоценен, писал Investing.com. Для выражения в процентах полученный результат умножается на 100%.

В пятницу, 5 июля, индикатор превысил 196% и установил тем самым рекорд, сообщил Seeking Alpha. Таким образом, индикатор указывает на сильную переоцененность рынка: показатель сейчас заметно больше, чем во времена «пузыря доткомов» в начале 2000-х (138,4%) или в разгар мирового финансового кризиса в октябре 2007 года (106,9%), отметило издание.

Что это значит для инвестора

Акции американских компаний выглядят сейчас крайне дорогими, поэтому торговать ими надо с осторожностью, заявил MarketWatch основатель и президент хедж-фонда Seabreeze Partners Management Даг Касс. На дороговизну рынка указывает и текущее среднее соотношение стоимости акций к прибыли компаний, отметил Investing.com.

Одной из причин может быть то, что компании дают хорошие прогнозы по прибыли и все равно постоянно их превосходят: поэтому рынок сохраняет оптимизм, несмотря на высокую стоимость бумаг, предположил Investing.com. К тому же рост выглядит долгосрочным, что тоже играет в пользу инвесторов. Американский рынок за чуть более чем 16 лет обеспечил доходность в 502%: это в разы больше, чем 104% для мирового фондового рынка и 65% для развивающихся экономик, написало издание. Никогда прежде североамериканский рынок не показывал такого превосходства над остальными за такой период времени, отметил Investing.com.

С другой стороны, переоцененность рынка может быть во многом связана с довольно небольшой группой акций. Сейчас топ-10 бумаг в S&P 500 отвечают за 77% его роста: больше было только в 2007 году, пишет Investing.com. Индекс в первой половине года вырос на 14,5% — это 15-е место по этому показателю среди всех стартов за последние 96 лет. Но без производителя процессоров Nvidia рост составил бы 11%, а без всей «великолепной семерки» крупнейших технологических компаний — лишь 6%, отметило издание. S&P 500 к тому же растет медленнее, чем во времена «пузыря доткомов»: за последние пять лет он прибавил 85%, а за последние пять лет «пузыря» — 220%, указало оно.

«Индикатор Баффета»

Глава инвестиционной компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффет назвал соотношение суммарной капитализации компаний США к ВВП лучшим способом оценить рынок в 2001 году. Позиции Баффета поспособствовал его скептицизм по поводу корпоративных финансовых метрик и других показателей, которыми легко манипулировать, заявил MarketWatch Даг Касс. При этом сам Баффет со временем стал меньше полагаться на этот индикатор, но многие профессионалы по-прежнему им пользуются, писал MarketWatch. Представитель Баффета отказался от комментариев изданию.

«Индикатор Баффета» относительно надежно предсказывал кризисы в прошлом: например, он указывал на переоцененность акций перед крупными распродажами в 1987 и 2000 году, а также перед финансовым кризисом, отметил MarketWatch 9 июля. За подъемом рынка в начале 2022 года последовало «худшее за календарный год» падение главного американского индекса S&P 500 с 2008 года, привело издание данные FactSet. Однако у индикатора есть недостатки: например, он не учитывает ставку ФРС, которая сейчас держится на самом высоком уровне за более чем 20 лет, а также растущую долю прибыли, которую американские компании получают из-за рубежа, заявил MarketWatch Даг Касс.