Глава Нацбанка Тимур Сулейменов заявил, что вопрос объединения бирж KASE и AIX был поставлен «на стоп» из-за того, что Московская фондовая биржа, владеющая 13,1% KASE, попала под санкции США. Об этом он сказал на брифинге по вопросам денежно-кредитной политики 12 июля.
«Одним из элементов по объединению потенциала бирж было создание единого биржевого холдинга. Но теперь, исходя из того, что один из акционеров под санкциями, это практически нереализуемо. До тех пор, пока ситуация сохраняется, вопрос поставлен на стоп. Мы пока не можем завершить это объединение и даже об этом думать из-за того, что в KASE есть подсанкционный акционер», – сказал Тимур Сулейменов.
Председатель Нацбанка добавил, что сегодня ведутся разговоры о выкупе акций KASE у Московской биржи.
«Конечно, они хотят выкупить эту долю, чтобы вторичные санкции на них не распространялись, потому что они продолжают большую международную деятельность, развиваются и хотят выстраивать новые отношения с различными партнерами, и один из акционеров, который находится под санкциями, им в этом мешает», – отметил Сулейменов.
В апреле Сулейменов, отвечая на вопрос «Курсива», говорил, что Нацбанк, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка и МФЦА разработали решение по объединение потенциала двух бирж. Оно было направлено на рассмотрение администрации президента. После чего Нацбанк должен был его обнародовать и приступить к реализации. По планам, к следующему году биржи должны были начать действовать сообща.
В сентябре 2023 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил объединить KASE и AIX, потому что они «во многом дублируют друг друга, а порой и конкурируют между собой».
Двенадцатого июня Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США ввело санкции в отношении Московской биржи (работает под брендом MOEX). Московская биржа владеет 13,1% акций KASE, что делает ее вторым по величине доли собственником после Нацбанка с 46,9%.
В KASE подчеркивали, что присутствие в ее капитале Мосбиржи само по себе не влечет рисков попадания под санкции, поскольку доля MOEX значительно меньше 50%, прописанных в законодательстве США.