Грузинская компания отсудила 1,5 млрд тенге у казахстанского нефтяного терминала

Опубликовано

«КазТрансОйл» окончательно проиграл суд, инициированный АО «Грузинская железная дорога» еще в 2005 году. Казахстанская компания признала обязательства перед ГЖД на сумму 1,43 млрд тенге. В казну Грузии компания тоже будет платить – почти 760 млн тенге налогов со штрафами.

фото: Татьяна Трубачева

Заехали в тупик

Разбирательство государственного предприятия ГЖД с Батумским нефтяным терминалом (БНТ) началось в 2005 году – за три года до того, как АО «КазТрансОйл» («дочка» нацкомпании «КазМунайГаз») выкупило все 100% терминала. В иске ГЖД требовала взыскать с БНТ 13,9 млн лари (1,39 млрд тенге). ГЖД посчитала, что именно столько должен терминал за использование вагонов-цистерн, которые стояли в тупиках БНТ с мая 2003-го по ноябрь 2005 года.

На седьмой год судебных разбирательств появились «победные реляции» о том, что суд первой инстанции отказал в требованиях железной дороге.

«Суд счел, что ГЖД не представила достаточных доказательств нарушения контрактных условий со стороны ответчика, – писал Forbes.kz. – Решение Тбилисского городского суда может быть обжаловано до 30 ноября».

ГДЖ воспользовалась этой возможностью и подала апелляцию. Апелляционный суд также встал на сторону БНТ. Однако ГЖД пошла выше по инстанциям. «В 2014 году Верховным судом Грузии была удовлетворена кассационная жалоба ГЖД, и дело было возвращено на повторное рассмотрение в нижестоящие суды», – указано в отчете «КазТрансОйл» за 2014 год.

Это было первое упоминание о тяжбе в годовом отчете «КазТранс­Ойл». С тех пор из отчета в отчет кочевала фраза, что руководство считает иск ГЖД необоснованным и поэтому не ожидает убытков по этому делу. Хотя через пять лет поводов для оптимизма должно было стать меньше: в 2019 году суд частично удовлетворил исковое требование ГЖД. Сумма претензий в грузинской валюте снизилась почти в полтора раза – с 13,9 млн лари до 8,4 млн лари (эквивалент в тенге на тот период – 1,13 млрд).

С этим решением БТН не согласился и в апреле 2020 года подал кассационную жалобу в Верховный суд Грузии. Три с половиной года спустя, в ноябре 2023 года, Верховный суд пришел к выводу, что жалоба БНТ «недопустима к рассмотрению». 

Таким образом, через 18 лет после начала судебной тяжбы между ГЖД и БНТ в деле была поставлена точка. «В этой связи на 31 декабря 2023 года Группа признала обязательства в размере 8,4 миллиона грузинских лари (эквивалентно 3.136 тысячам долларов США, или 1.430.675 тысячам тенге)», – сообщила в своем отчете компания «КазТрансОйл».

Эта сумма вполне «по зубам» БНТ и группе в «КазТрансОйл» в целом. В 2023 году консолидированная чистая прибыль БНТ составила 1,1 млрд тенге. На банковских счетах группы «КазТрансОйл» на конец I квартала 2024 года было 1,33 млрд лари, а всего денежных средств – 85,9 млрд тенге. Выручка от грузинского бизнеса за тот же период превысила 2,6 млрд тенге, включая 461,9 млн тенге за перевалку нефти, то есть за работу БНТ.

Роман со Службой

Батумский нефтяной терминал периодически спорит еще с одной государственной структурой в Грузии – со Службой доходов Министерства финансов.

В 2018 году налоговики проверили БНТ за период с 2015 года по первое полугодие 2018 года. В итоге предприятию доначислили налоги и штрафы на $1,73 млн (662,65 млн тенге). Компания отправила жалобу по этому поводу в Совет по рассмотрению споров при Министерстве финансов. В сентябре 2019 года Совет частично удовлетворил жалобу. Но БНТ это не устроило, и предприятие в октябре 2019 года обжаловало решение Совета по оставшимся суммам в суде.

«9 декабря 2019 года НСГ (налоговые службы Грузии. – «Курсив») принято решение об уменьшении дополнительных налогов и штрафов до 123 тысяч долларов США (эквивалентно 47.058 тысячам тенге), которые были признаны в декабре 2019 года в консолидированной финансовой отчетности», – пишет «КазТрансОйл» в документах.

У БНТ было два года на передышку: в декабре 2021 года компания получила от Службы доходов новый акт налоговой проверки – уже за период с 1 июля 2018 года по 15 февраля 2021 года. На этот раз БНТ «догрузили» налогами и штрафом в размере 2,6 млн лари (366,63 млн тенге). 

Следующий, 2022 год компания потратила на обжалование результатов проверки. В декабре Совет по рассмотрению споров решил, что Служба доходов должна пересмотреть начисления налогов и штрафов в размере 2,124 млн лари (368,05 млн тенге). В остальной части жалобу БНТ не удовлетворили, и компания продолжила судиться.

«Руководство ожидает, что результаты обжалования будут успешными», – надеются в «КазТрансОйл».

Портовые налоги

У «КазТрансОйл» в Грузии есть еще один актив – через Батумский нефтяной терминал компания управляет батумским портом, который принадлежит Республике Грузия. ООО «Батумский морской порт» (БМП) также вовлечено в многолетние судебные разбирательства, связанные с налогами.

У порта проблемы возникли в 2015 году, после того как Служба доходов Министерства финансов Грузии проверила работу БМП за 2010–2014 годы. Налоговики доначислили налоги и штрафы в размере 7,289 млн лари (на тот период эквивалентно 1,24 млрд тенге).

Компания с этим не согласилась и обжаловала начисление. «В 2017 году решением департамента аудита Службы доходов Грузии начисленные налоги сокращены до 1.667 тысяч долларов США (эквивалентно 637.777 тысячам тенге)», – указано в документах «КазТрансОйл».

На этом БМП не остановилась и подала жалобу в другой орган при Службе доходов – в совет по рассмотрению споров. В сентябре 2019 года Совет частично удовлетворил жалобу БМП в части штрафов. После этого, в октябре 2019 года, БМП пошла в Кутаисский городской суд, а в 2020 году добилась определенного решения (в документах не уточняется характер решения) от налоговиков.

Разбирательства, длившиеся с 2015 по 2020 год, позволили сократить почти на 20% сумму доначисленных налогов и штрафов – до 5,915 млн лари (1,009 млрд тенге). В конце 2023 года БМП признала обязательства по уплате налогов на 4,445 млн лари (758,7 млн тенге).

«Оставшаяся сумма в размере 1.470 тысяч грузинских лари (эквивалентно 250.914 тысячам тенге) не признана в качестве дополнительных обязательств, так как руководство считает, что обжалование БМП будет успешным и оценивает вероятность оттока финансовых ресурсов в этой части как маловероятную», – заявила в своем отчете группа «КазТрансОйл» и пообещала продолжить судебные тяжбы со Службой доходов Грузии.

«КазТрансОйл» не указывает деталей налоговых разбирательств в Грузии. Но можно предположить, что они касаются трансфертного ценообразования. В разделе отчетов о налоговых обязательствах в Грузии компания пишет, что налоговики могут принимать решения об использовании рыночных цен для целей налогообложения, если сделка осуществляется между связанными сторонами.

«Хотя НКГ (Налоговый кодекс Грузии) содержит определенное руководство по определению рыночных цен товаров и услуг, сам механизм определения недостаточно разработан, и в Грузии отсутствует отдельное законодательство по трансфертному ценообразованию, – объясняет «КазТрансОйл». – Наличие подобной неясности создает не­определенности в части позиции, которую могут занять налоговые органы при рассмотрении налогообложения сделок между связанными сторонами».

Речь идет о сделках БНТ с «сестринской» компанией Petrotrans Limited, зарегистрированной в ОАЭ и предоставляющей услуги по экспедированию грузов по закавказскому коридору. 

«Руководство считает, что у него имеются существенные аргументы для обоснования того, что ценообразование в сделках между организациями Группы осуществляется на рыночных условиях, – высказывают свое мнение в «КазТрансОйл», – однако вследствие отсутствия законодательной базы по определению рыночных цен налоговые органы могут занять в этом вопросе позицию, которая отличается от позиции, занятой Группой».

Читайте также