Маленькая группа победителей: кто получит выгоды от суперцикла ИИ
С нынешними темпами развития генеративного искусственного интеллекта трудно прогнозировать его воздействие на экономику, бизнес и общество. Однако уже сейчас ясно, что новые формы использования ИИ создадут узкую группу победителей и приведут к сокращению рабочей силы, поставив правительства перед сложными политическими проблемами, рассуждает международный экономист Дамбиса Мойо в колонке для Project Syndicate.
Миллиарды долларов инвестиций
Рассмотрим, как ИИ повлияет на три ключевых компонента экономического роста: капитал, труд и производительность. Что касается капитала, то огромный объем инвестиций, необходимых для ИИ-инноваций, означает, что группа победителей будет очень мала и сконцентрирована. Только большие технологические компании, обладающие монополией на своих рынках, могут позволить себе огромные расходы, связанные с разработкой, обучением и поддержкой больших языковых моделей (сокращенно LLM).
Основная часть затрат приходится на использование высокопроизводительных графических процессоров и на обеспечение энергией и охлаждение огромных дата-центров. Сэм Мужел, технический директор компании Multiverse, полагает, что обучение следующего поколения LLM будет стоить как минимум $1 млрд. В одном только 2023 году «Великолепная семерка» (крупнейшие технологические компании США) выделила в общей сложности $370 млрд на исследования и разработки. Это примерно равно всему бюджету ЕС на научные исследования и разработки (включая как бизнес, так и госсектор).
Так ли опасен ИИ для рынка труда
Что касается труда, то пока слишком рано прогнозировать, кто будет победителем, а кто проигравшим, и какой будет структура распределения в экономике прибылей и убытков, связанных с ИИ. В опубликованном в 2023 году отчете банка Goldman Sachs говорится, что ИИ может «автоматизировать примерно 300 млн рабочих мест с полным рабочим днем», однако опрос 803 компаний, проведенный Всемирным экономическим форумом, указывает на гораздо меньшие чистые потери, что объясняется созданием рабочих мест благодаря инвестициям в зеленый переход и в адаптацию к изменению климата.
В любом случае многие опасаются, что ИИ будет способствовать долгосрочной структурной безработице, создав класс безработных, который будет включать как квалифицированных, так и неквалифицированных работников. Приведенные выше прогнозы дают базовое представление о том, что может произойти, однако имеется значительное пространство для улучшения нашего понимания проблемы. Ведь ее масштабы будут зависеть от того, какие именно рабочие места будут исчезать на различных уровнях цепочки создания стоимости ИИ.
Мы пока еще не видим, что будут означать потери рабочих мест в одном из звеньев этой цепочки для остального технологического сектора, не говоря уже об экономике в целом. Влияние на рабочие места может сильно варьироваться по мере того, как мы переходим от производителей чипов, ИИ-инфраструктуры и ИИ-приложений к таким секторам, как здравоохранение, образование и телекоммуникации. Все они должны получить большую пользу от ИИ-инноваций. Кроме того, эта технология уже сама по себе демонстрирует огромный рост и создает рабочие места, поскольку производители чипов (например, Nvidia) строят фабрики и инвестируют в производственные мощности, которые станут мотором ИИ-революции.
Менее очевидно, сколько рабочих мест будет создано или потеряно в остальных отраслях, поскольку никто не может предсказать все виды использования этой новой технологии и ее возможные побочные эффекты. Первые признаки влияния ИИ на долгосрочную эффективность и производительность обнадеживают – по крайней мере, для тех работников, которые сохранят свои рабочие места. Например, исследование, проведенное в 2023 году Эриком Бриньолфссоном, Даниэль Ли и Линдси Рэймонд, показало, что ИИ-инструменты повысили производительность работников в среднем на 14%, а у новых и низкоквалифицированных работников – на 34%.
ИИ быстрее предыдущих технологий
Уже давно известно, что технологический прогресс повышает глобальную взаимосвязанность в сфере торговли и телекоммуникаций, расширяет доступ к общественным благам, включая здравоохранение и образование, стимулирует инновации, повышает уровень жизни, а в конечном счете способствует широкому росту экономики. Нет причин полагать, что ИИ всего этого не сделает.
Кроме того, ИИ будет, видимо, распространяться в экономике быстрее, чем предыдущие технологии, а значит, связанные с ним выгоды повышения производительности и эффективности могут проявиться быстрее. В прошлом технологии общего назначения (например, паровая машина, электрификация, персональные компьютеры) требовали огромных затрат для создания базовой инфраструктуры. Потребовалось более 40 лет, чтобы электричество стало широкодоступным в первой половине XX века, и потребовалось примерно десять лет, чтобы охват смартфонами превысил 90% в 2010-х. Напротив, ИИ можно внедрять с помощью уже существующих цифровых платформ и устройств.
Вывод таков: ИИ-суперцикл, скорее всего, приведет к повышению уровня производительности и темпов роста экономики. Согласно прогнозу PwC, речь идет о сумме в $16 трлн к 2030 году во всем мире. Однако эти выгоды достанутся в основном владельцам капиталов, а не потенциально сокращающейся рабочей силе. В эпоху менее трудоемкого роста экономики многие компании и отрасли будут корректировать свои бизнес-модели, повышая соотношение капитала к занятости. Соответственно, правительствам надо будет пересматривать налоговую и социальную политику.
Если возросшие экономические выгоды будут доставаться владельцам капиталов, тогда налоги должны будут измениться соответствующим образом. Например, может потребоваться гораздо более высокая ставка налога на прибыль, чтобы забрать избыточную прибыль, полученную за счет автоматизации и сокращения численности работников. В сфере социальной политики угроза роста структурной безработицы из-за ИИ оживляет дискуссию о предложениях, которые до сих пор считались радикальными, например, введение всеобщего базового дохода.
Мы должны задуматься о влиянии ИИ на неравенство внутри стран (между капиталом и трудом) и между странами. Увеличивающийся отрыв лидеров в области технологий (США и Китай) от остального мира, а особенно от беднейших стран, не сулит ничего хорошего для уже и так напряженной геополитической обстановки.
Copyright: Project Syndicate, 2024.
www.project-syndicate.org