Стриминговый сервис Hulu презентовал третий сезон кулинарного триллера «Медведь», который почему-то все называют драмеди. В новых сериях шоу впервые сбавило обороты и поэтому части зрителей оно разонравилось, мол, перца там не хватает. Другой же части фанатов, наоборот, смотреть новую, почти медитативную историю о шеф-поваре Карми, в которой ничего не происходит, в разы приятнее, особенно когда понимаешь, что это все всего лишь аперитив к четвертому сезону.
Во многих рецензиях «Медведь» называют драмеди, хотя на самом деле там от драмеди практически ничего не было и нет, а вот от триллера много чего — нарастающее напряжение, не только у экранных героев, но и у зрителей, смотрящих за ними, сопереживание им и проживание вместе с любимыми персонажами всей этой бесконечной кухонной нервотрепки, ругани и даже их панических атак.
Напомним, история невротичного шеф-повара, брат которого покончил жизнь самоубийством, а ему пришлось на ходу спасать семейный ресторан и из кожи вон лезть, чтобы создать крутое заведение с высококлассной кухней, понравилась аудитории с первого же сезона. В итоге, «Медведь» был заслуженно обласкан — заработал четыре «Золотых глобуса» и десять «Эмми» и последние два года всегда входил во все мыслимые и немыслимые списки лучших из лучших. Неудивительно, что ожидания от нового сезона были очень высоки, а в такой ситуации, конечно же, редко кому удается угодить. Вот и не угодили. Попытаемся разобраться почему.
О чем третий сезон сериала «Медведь»
Внимание! В тексте есть спойлеры!
Второй сезон «Медведя», как мы помним, закончился не очень-то по-джентльменски, главный герой всей этой истории — шеф-повар Карми Берзатто (Джереми Аллен Уайт) случайно заперся в гигантском холодильнике во время рабочего дня, а когда мужчину попыталась спасти его девушка Клэр (Молли Гордон), он на стрессе начал ей городить ерунду про то, что романтические отношения не для него, ведь они мешают добиться цели и так великим ему никогда не стать. Словом — прощайте, милая девушка, наша встреча была ошибкой. В итоге, Клэр убежала в расстроенных чувствах, а Карми так и остался сидеть в морозильной камере.
В третьем сезоне конфликт с Клэр все еще не исчерпан, извинения не принесены, но авторы предпочитают начать шоу с довольно экспериментально снятого эпизода, в котором сорок минут главного героя мучат флэш-бэки — тут он с братом Майкла (Джон Бернтал), там опять на той ненавистной кухне в нью-йоркском ресторане с мишленовской звездой, после работы в котором у него начала шалить нервная система, и так всю серию. Карми пытается все забыть: без устали готовит, усовершенствует какие-то блюда, а какие-то безжалостно выкидывает, по началу совершенно ничего интересного. И только добрая память о прошлых сезонах заставляет зрителя смотреть дальше. Со второй серии ситуация начинает потихоньку исправляться.
В новом сезоне «Медведь» по-прежнему работает на всю катушку, там все еще полная посадка, на кухне все привычно поругиваются, а кулинарные палитра ресторана значительно расширилась. В новом меню «Медведя»: спаржа с утиным яйцом и картофелем, равиоли с горохом и пармезановым муссом, запеченный желтохвост с грейпфрутом, цветной капустой и листовой свеклой, говяжья вырезка с грибами и вишней в собственном соку, а еще десятки новых блюд, которые зачем-то меняются каждый день. Звучит вкусно, но со стороны больше выглядит как самодурство. Карми теперь недостаточно просто хорошей репутации и трансформации его заведения из обычной закусочной в потрясающий ресторан — в этот раз шеф-повар запланировал для себя новую высоту: мишленовскую звезду. Поэтому он разрабатывает план действий, который «не обсуждается», он так решил и точка.
Вся команда молча терпит заскоки своего босса и его неуемный перфекционизм. Немного сопротивляется новшествам скандальный «кузен» Карми — управляющий Ричи (Эбон Мосс-Бакрак), все остальные, включая, «правую руку» Кармена — су-шефа Сидни (Айо Эдебири), мировую татешку Тину (Лиза Колон-Зайас), грустного кондитера Маркуса (Лайонел Бойс), глубоко беременную сестру Карми, бухгалтершу Натали (Эбби Эллиотт) и даже главного инвестора их ресторана — дяди Джимми (Оливер Платт) принимают условия. В итоге, кухня «Медведя» зашивается и кое-как успевает с заказами, кругом все как обычно горит, кипит, выливается, а Карми так и зверствует, если что не понравится — тут же выкидывает блюдо.
Мужчина строг по отношению не только к другим, но и к себе — он даже отказывается от курения, чтобы целых пять минут своего рабочего времени не тратить на вещи, отвлекающие его от высокого гастрономического искусства. А тут еще новый вызов — оказывается, недавно их ресторан тайно посетил легенда кулинарной критики, и теперь все со страхом ждут его отзыв. Ведь от этого зависит будет ли у «Медведя» звезда «Мишлена» в ближайшее время или нет. Получит ли амбициозный шеф-повар желаемое? Об этом вы узнаете, судя по всему, в четвертом сезоне.
За что критикуют третий сезон «Медведя»
В первую очередь за то, что ничего кардинально нового — кроме родившегося ребенка у Натали, в сериале как будто бы не происходит. Так, Карми, например, весь сезон страдает от того, что незаслуженно обидел Клэр, но так ничего и не решает, он ей не звонит, избегает встреч, а тот самый инцидент в холодильнике вообще пытается вытеснить из своей памяти. Более того, ничего у него не изменится даже к концу третьего сезона, ведь ничто не должно отвлекать мастера от его высокой кухни, даже женщины.
Или взять другую линию: су-шефу «Медведя» — старательной Сидни поступило интересное предложение, только для этого ей нужно сменить ресторан. Времени подумать у нее предостаточно, но она не может принять верное решение. Работать с психом Берзатто ей действительно тяжело — в последнее время он даже не спрашивает ее мнения, он самовольно перекраивает все меню и их общие рецепты, и без конца повторяет, что это не подлежит никакому обсуждению. К тому же на работе девушка не растет, в кулинарном искусстве тоже. Вместе с тем ей с ним по-прежнему интересно и она все также считает этого невротичного парня гением. Получается, что для нее работа с Карми как чемодан без ручки — и нести тяжело, и выбросить из своей жизни жалко. Большую часть сезона героиня думала какой из офферов принять — от Карми или его конкурентов, но так ничего и не придумала.
Второстепенные персонажи тоже не развиваются
У остальных тоже дела не сильно продвинулись — кондитер Маркус (Лайонел Бойс) все еще переживает по поводу смерти матери и корпит над новыми десертами. Сестра Карми — Натали пытается родить не только ребенка, но и свое новое отношение к своей заполошной и вечно раздражающей ее матери, вызвавшейся помочь ей в родах (Джейми Ли Кертис). Ричи хочет разобраться со своими чувствами к бывшей (Гиллиан Джейкобс), она выходит замуж и настаивает, чтобы он пришел на ее свадьбу. А у него пока не выходит относиться к этому равнодушно. Забавно, что в качестве ее супруга неожиданно для всех на экране появляется подзабытый всеми Джош Хартнетт, звезда «Перл-Харбора». Разнорабочие ресторана: братья Факи — Нил (Мэтти Мэтисон) и Теодор (Рикки Стаффиери) обзавелись третьим братом Сэмми (внезапно на эту роль согласился Джон Сина), но от этого тоже ничего не поменялось.
Зато у Тины (Лиза Колон-Зайас) случился небольшой бенефис — в новом сезоне одна из лучших серий посвящена ее пути на высокую кухню. Флешбэк-история о том, как женщина 50+, оказавшаяся без работы, начала свою жизнь заново, с чистого листа очень трогательна. Сначала она устроилась в закусочную к Майклу (Джон Бернтал), потому что больше ей ничего не предлагали, затем стала поваром уже не сэндвичной, а настоящего ресторана. Потом пошла учиться повышать свое мастерство, хотя уже давно вышла из категории учеников. И так, по-прежнему остается наплыву, несмотря на возраст и подросших конкурентов.
К слову, этот очень душещипательный эпизод срежиссировала исполнительница роли Сидни — Айо Эдебири. Получилось очень достойно и вполне себе актуально — не так часто на экране встретишь истории возрастных женщин. Особенно хорош момент, где Тина говорит с тогда еще живым Майклом — они друг другу жалуются на жизнь, делятся своими переживаниями, с одной лишь разницей, что одна смогла перебороть все тяготы жизни, а другой так и не смог…
По началу интересным выглядел эпизод, где стало известно о закрытии одного ресторана высокой кухни под названием Ever. Его шефиня Андреа (Оливия Коулман) решила поставить для себя точку в теме высокой кулинарии, она собрала у себя всех коллег и друзей, чтобы сказать им свое «гудбай». Именно там Карми встречается с ненавистным ему шефом Дэвидом (Джоэл Макхэйл). В свое время тот так буллил и абьюзил талантливого парня, что стал одной из главных причиной метальных проблем Карми, причиной его панических атак, травм и комплексов. Но даже их история так ничем и не закончилась, гештальт остался незавершенным. Станет ли Карми Берзатто таким же деспотом на своей кухне или все же вернется к себе прежнему — крутому шефу, но доброму человеку, покажет, видимо, четвертый сезон.
Тогда зачем смотреть третий сезон «Медведя»
За тем, что даже самый, казалось бы, невыразительный и пресноватый сезон этого сериала в десятки раз лучше остальных собратьев, к тому же сейчас смотреть все равно больше нечего. Да и тотальная смена тона в шоу пошла только на пользу — здесь не только кричат и выясняют отношения, как в предыдущих сезонах, но и по-настоящему эстетствуют и это приятно, похоже, будто создатели сами наслаждаются всем гастрономическим процессом от и до. Перед зрителем мелькают то одни блюда, то другие и все это выглядит очень аппетитно. Причем, такое любование процессом заметно во всем, даже в том как сделаны открывающие титры первых серий третьего сезона. Там авторы смакуют работу всего обслуживающего персонала Чикаго: от поваров и бариста до официантов и грузчиков. Смотреть за этой ресторанной рутиной, как ни странно, довольно увлекательно. Этакая медитация бытом.
К тому же новый формат шоу, где кулинария подается как искусство больше роднит этот продукт с большим кино, чем прежние сезоны. Конечно, это вам не фильм «Рагу Додена Буфанна» Чан Ань Хунга (в русской версии он назывался «Рецепт любви»), получивший год назад приз за режиссуру на Каннском кинофестивале, но что-то стремящееся к тому уровню. И неважно, что градус драмы заметно спал. Так или иначе, но третий сезон сериала «Медведь» — это нескучное, красивое и главное, удобоваримое кино о ресторанном закулисье. Правда, окончательную точку поставит лишь четвертый, финальный сезон. Тогда точно станет понятно было ли это легким аперитивом к основному столу или же настоящей неудачей подуставших сценаристов.