Новости

Минэкономики объяснило различия в данных по росту ВВП

МНЭ объяснило расхождение в статистических данных по росту экономики / коллаж: kursiv.media, бильд-редактор: Денис Андреев

Вице-министр национальной экономики Арман Касенов в ответе на запрос «Курсива» объяснил расхождение данных по росту экономики за январь-март 2024 года (согласно оперативным данным Бюро национальной статистики, от 15 мая реальный рост ВВП составил 3,7%, отчетным данным БНС от 28 июня – 3,8%, по информации МНЭ рост ВВП составил 3,9%) сроками предоставления данных. В то же время замглавы ведомства не пояснил, почему правительство перестало публиковать данные по росту экономики на ежемесячной основе.

Арман Касенов отметил, что официальные данные по росту ВВП формируются и распространяются согласно плану статистических работ БНС на 2024 год (приказ и.о. руководителя БНС от 30 июня 2023 года № 109) на ежеквартальной основе в два этапа – оперативные и отчетные.

«Разница в значениях данных по реальному росту ВВП объясняется сроками предоставления данных: оперативные, оценочные или отчетные. Оперативные данные по ВВП методом производства за первый квартал размещены на интернет-ресурсе БНС 15 мая, отчетные – 28 июня. С учетом отчетных данных БНС справочная информация по росту экономики актуализирована и размещена на сайте министерства. Для получения более подробной информации по имеющимся расхождениям между оценочными, оперативными и отчетными данными рекомендуем обратиться в БНС», – уточнил вице-министр.

При этом в квартальных данных МНЭ не указывается, было ли значение по росту экономики номинальным или реальным, в отличие от БНС (у них указан реальный показатель). На вопрос, как ведомство определяет понятия реального и номинального ВВП, вице-министр национальной экономики ответил, что номинальный ВВП рассчитывается в ценах текущего года или текущих ценах, преобладающих в период, к которому относится производство продукции. Реальный же ВВП правительство рассчитывает в постоянных ценах с целью оценки изменения физического объема внутреннего валового продукта за определенный промежуток времени. Такой принцип соответствует общепринятому международному подходу. Показатель реального роста ВВП всегда ниже номинального за тот же период и считается более корректным за счет очистки от влияния инфляции.

Почему правительство перестало отчитываться по росту ВВП каждый месяц

В то же время Арман Касенов не пояснил, почему весь первый квартал правительство публиковало данные по росту ВВП на ежемесячной основе, тогда как БНС продолжало делать это ежеквартально. Статистический орган выкладывал информацию каждый месяц лишь по краткосрочному экономическому индикатору (60% от ВВП).

Правительство отчитывалось, что по итогам января 2024 года темпы роста экономики Казахстана составили 3,9% (не указывая, в номинальном или реальном выражении), по итогам января-февраля – 4,2%. За первый квартал экономика выросла на 3,9%. После этого правительство перестало предоставлять данные на ежемесячной основе на заседании правительства, как делало это ранее.

«В целях осуществления мониторинга и подведения итогов социально-экономического развития страны БНС формирует оценочные данные по росту экономики на ежемесячной основе, в том числе для рассмотрения на заседаниях правительства РК, если вопрос социально-экономического развития включается в повестку», – добавил вице-министр Касенов, но не ответил, почему с апреля по июль вопрос по росту ВВП не включали в повестку заседаний правительства.

Насколько реален рост ВВП на 6%

По итогам первого полугодия реальный рост ВВП составил 3,3%. То есть квартал к кварталу наблюдается замедление реального роста экономики. В то же время в августе прошлого года МНЭ заявляло, что реальный рост ВВП в 2024 году, предположительно, составит 5,3% с последующим увеличением до 6% в 2028 году. В феврале 2024 года отмечалось, что по итогам 2024 года рост экономики должен составить не менее 5,3% (снова без указаний на методику подсчета). В свежем прогнозе социально-экономического развития на 2025–2029 годы от июня 2024 года заявляется о реальном росте ВВП на 6% уже по итогам 2024 года. Арман Касенов уточнил, что в вышеуказанных данных речь все же идет о реальном росте ВВП.

«Курсив» попросил пояснить, насколько реалистичны такие ожидания и почему за четыре месяца так существенно изменился прогноз на 2024 год. Кроме того, издание поинтересовалось, какова вероятность достичь реального роста ВВП в 6% с учетом снижения темпов роста квартал к кварталу.

Арман Касенов указал, что прогноз социально-экономического развития на пятилетний период, где отражается прогноз по росту ВВП, разрабатывается в два этапа ежегодно на скользящей основе. В скользящем или непрерывном бюджете после завершения каждого отчетного периода планы в последующих могут корректироваться на более актуальные.

«Процесс формирования прогноза социально-экономического развития является составной частью бюджетного планирования и допускает обновление оценок по макроэкономическим показателям при формировании документа на очередной плановый пятилетний период. Реальный рост ВВП в 2024 году на уровне 6% является целью, к достижению которой стремится правительство и предпринимает для этого всевозможные меры», – говорится в ответе МНЭ, однако не уточняется, насколько вероятно это сделать.

В начале года президент Касым-Жомарт Токаев поручил увеличить экономику к 2029 году до $450 млрд. Для этого ВВП страны должен ежегодно расти на уровне минимум 6%. 

Какой рост ВВП прогнозируют аналитики

Аналитики Halyk Finance в своем недавнем обзоре посчитали прогноз по реальному росту экономики на 6% к концу года слишком оптимистичным. Брокерская фирма пересмотрела его в сторону снижения – с 4,5% до 3,9%.

Эксперты также обращали внимание на то, что МНЭ не предоставило данные по росту ВВП за январь–апрель и январь–май 2024 года. Аналитики предположили, что экономические тенденции страны в эти месяцы могли быть «тревожные». К примеру, они отмечали значительное снижение инвестиций в основной капитал, добычу нефти, а также сокращение темпов роста в строительной отрасли.  Halyk Finance также указывал, что правительство не предоставило никаких объяснений по поводу резкого увеличения прогноза с 5,3 до 6%.

В то же время в конце июня глава Евразийского банка развития (ЕАБР) Николай Подгузов выразил мнение, что экономика Казахстана может расти более чем на 6% ежегодно. Он объяснял это повышением темпа инвестиций. ЕАБР прогнозирует лидерство Казахстана по темпам экономического роста среди стран ЕАЭС в 2025-2026 годы. Аналитики ожидали, что рост ВВП будет равняться 5,5% в этот период. В 2023 году рост ВВП составил 5,1%.

Уже в середине июля Евразийская экономическая комиссия в своем отчете за январь-май 2024 года отмечала, что Казахстан демонстрирует худший результат по показателям роста ВВП, инвестиций в основной капитал и объема розничной торговли среди стран ЕАЭС. По темпам роста ВВП по итогам марта Казахстан занял последнее место с показателем в 3,8%. В это время рост ВВП в Армении составлял 9,2%, в Кыргызстане – 8,8%, в России – 5,4%, в Беларуси – 4,1%. 

Тогда же Азиатский банк развития (АБР) сохранил прогноз экономического роста Казахстана в 2024 году на уровне 3,8%. Международный валютный фонд (МВФ) улучшил свой прогноз до 3,5%, повысив его на 0,4 процентных пункта (в обоих случаях речь шла о номинальном показателе).