Цены на золото только в этом году выросли почти на 15%, в последние месяцы они бьют рекорды, но только сейчас аналитики не исключают, что крупнейшие золотодобытчики в мире — Newmont и Barrick Gold — наконец станут бенефициарами роста цен на золото. Почему до сих пор им это в полной мере не удавалось?
Отличные результаты
С апреля 2023 года по февраль 2024 золото торговалось на уровне $2000 за тройскую унцию, в середине июля 2024 года цены взлетели до $2470 за тройскую унцию, а сейчас оно торгуется на уровне $2370.
Причин для такого роста несколько — после позитивных данных по инфляции в США у инвесторов все больше растет уверенность в том, что ФРС снизит ставку в сентябре. Кроме того, в США разворачивается самая настоящая эпопея с выборами президента, геополитические риски из–за Украины и Израиля не ослабевают, нарастает противостояние Штатов и Китая. Все это усиливает привлекательность золота как «тихой гавани», страховки от нестабильности.
Сейчас рост цен на золото позволил аналитикам предположить, что крупнейшие золотодобытчики покажут отличные финансовые результаты по результатам второго квартала, пишет Reuters.
На этой неделе первой отчиталась компания Newmont и сразу превзошла ожидания Wall Street. Ее скорректированная чистая прибыль за квартал составила $834 млн или 72 цента на акцию (годом ранее $266 млн и 33 цента). Показатель прибыли на акцию превзошел ожидания аналитиков, их прогноз был 62 цента на бумагу. Компания произвела во втором квартале 1,6 млн унций золота (1,24 млн годом ранее), свободный денежный поток составил $594 млн (против $40 млн годом ранее).
Компания Barrick в своем ежеквартальном отчете о производстве на прошлой неделе, заявила, что ожидает постепенного увеличения добычи золота и меди ежеквартально. По итогам I квартала 2024 года компания показала рост чистой прибыли на акцию в годовом выражении c 7 до 17 центов, скорректированный чистый доход вырос на 36% до $333 млн. При стабильных затратах маржа Barrick во втором квартале должна выиграть от увеличения цены на золото примерно на $250 за унцию, считают аналитики Jefferies.
Почти упущенная возможность
С начала года индекс NYSE Arca Gold Miners, отслеживающий динамику акций золотодобытчиков, вырос на 15,5%, индекс S&P 500 за это же время прибавил чуть более 13% (но на этой неделе он пережил худший день с 2022 года).
Акции Newmont с начала года прибавили в цене более 12%, Barrick Gold — 2,8% на бирже в Торонто, в США он торгуется на 1,7% ниже уровней начала года. Цены на золото за тот же период поднялись в цене почти на 15%.
Инвесторы пока не готовы скупать акции золотодобытчиков и, скорее всего, будут действовать осторожно. Рынок будет следить за тем, чтобы горнодобывающие компании продемонстрировали стабильность в производстве и затратах за квартал, а также дисциплину и рациональность в своих планах роста, сказала Reuters аналитик BMO Capital Markets Жакки Пшибыловски.
Сейчас аналитики уделяют пристальное внимание не столько показателям добычи золота и полученной прибыли золотодобытчиков, а данным о том, сколько стоит добыча унции. Речь идет о так называемых совокупных удельных затратах (all-in sustaining costs).
Почему этот показатель важен для инвесторов? Крупнейшие в мире добытчики золота рискуют упустить рекордный рост цен на металл, еще в начале апреля предупреждал Bloomberg. Тогда инвесторы и аналитики заметили странную вещь — цены на золото почти ежедневно достигали новых максимумов, а бумаги крупнейших золотодобытчиков не могли похвастаться таким ростом. Это перевернуло традиционные представления об отрасли, где цена акций производителей обычно «идет впереди» цены базового товара, написал Bloomberg. «Я никогда не видел такого разрыва», — заявил председатель SCP Resources Finance и бывший гендиректор Sprott Inc. Питер Гросскопф.
Так что же случилось? Акции золотодобытчиков взлетели в начале пандемии Covid-19, когда золото резко подорожало из-за опасений надвигающейся экономической катастрофы. После этого и Newmont, и Barrick последовательно пытались увеличить долю на рынке, в том числе скупая более мелкие компании.
Но вышло так, что стремительно растущая инфляция буквально начала «сьедать» их прибыль. Особенно остро проблема роста расходов стоит у Barrick, Newmont и Agnico Eagle Mines в Северной Америке, где в последние годы выросли заработная плата работников и другие затраты.
Рост расходов действительно впечатляет — к примеру, в апреле Bloomberg подсчитал, у Newmont операционные расходы оказались на 43% выше, чем ожидали аналитики в 2023 году. «Цемент, известь, взрывчатые вещества, сталь — здесь все еще сохраняется инфляционное давление, и мы работаем, чтобы его снизить», — признавал ранее в этом году финансовый директор Barrick Грэм Шаттлворт.
Newmont в последнем отчете сообщила, что сейчас ее затраты на добычу золота на унцию увеличились до $1562, в предыдущем квартале они составляли $1439, а годом ранее — $1472. В этом году компания рассчитывает удержать расходы в пределах $1500, следует из ее отчетности. Barrick прогнозирует в этом году затраты на добычу золота в диапазоне от $1320 до $1420 за унцию. Для сравнения, в прошлом году они составили $1335.
Кто толкает цены на золото вверх
Согласно данным Всемирного совета по золоту (WGC), c начала 2023 года по конец первого квартала 2024 года основной спрос на золото обеспечивала ювелирная отрасль, второй крупнейший потребитель — мировые центральные банки, следом идут инвесторы. В первом квартале этого года центробанки обеспечили четверть спроса на золото, и в этом году их покупки могут достигнут рекордных 1100 тонн. Среди них особенно выделился Народный банк Китая, который покупал золото в течение 18 месяцев до мая этого года и стал крупнейшим покупателем среди других регуляторов.
У Китая, кстати, есть традиции покупки золота во время празднования Лунного Нового года. Именно поэтому в стране драгметалл исторически торговался с премией к мировым ценам в преддверии праздника. В Китае спотовая цена на золото примерно на $85 за тройскую унцию выше международного бенчмарка в Лондоне. Но в этот раз премия сохраняется уже почти год, поскольку китайские потребители начали активно покупать золото из-за того, что рынок недвижимости и местные фондовые рынки не оправдывают их ожиданий.
Главный стратег по рынкам в WGC Джон Рид утверждает, что причины покупки золота гораздо больше связаны с «мягкой дедолларизацией», при которой страны не из числа союзников США диверсифицируют свои резервы, потому что ни одна другая валюта не может занять место доллара. Данные WGC показывают, что биржевые фонды золота, которые обычно используют западные инвесторы, продолжали фиксировать чистый отток в первом квартале 2024 года. Это указывает на то, что эпицентр ралли находится на Востоке, полагает Financial Times.
Но не все считают, что китайские инвесторы являются основным двигателем роста цен на золото. «Это не только мелкие трейдеры, и это не только Китай. Это действительно широкомасштабное явление. В настоящее время в поведении крупных институциональных инвесторов и мелких инвесторов нет большой разницы», — говорил в апреле управляющий директор CPM Group Джефф Кристиан.