Истории

Все по пять центов и изюм по дешевке: как появились первые распродажи

Фото: страница в Facebook Le Bon Marche

Сезон распродаж – это такое время года, когда вы обязательно приносите домой что-нибудь ненужное. Просто поддавшись всеобщему покупательскому подъему. Очень сложно остаться в стороне, когда мимо тебя по торговому центру идут счастливчики с пакетами с надписью «sale» или любая открытая в Интернете страница сообщает, что идут «последние дни распродажи». И можно сколько угодно уговаривать себя, что это всего лишь маркетинговая уловка – похоже, человек XXI века рождается с «синдромом распродажи». Этот термин несколько лет назад ввели западные психологи – и остается только удивляться, почему так поздно: историки считают, что первые распродажи появились вместе с возникновением торговли.

Остатки сладки

Соответственно, на славу «места проведения первой распродажи» могут претендовать как Древний Рим и Древняя Греция, так и Персия и Древний Египет.

Считается, что на римских рынках (fora) регулярно проводились именно сезонные «сейлы» – из-за изобилия товаров и опасения, что они могут испортиться. По той же самой причине распродажи шли и на Великом Шелковом пути: купцы знали, что один из их основных товаров, специи, имеют свойство менять свой вкус и аромат, и опытный торговец не возьмет лежалый продукт. И что тогда – везти тюки обратно? Склад (в данном случае – верблюд) не резиновый. Так на базарах Багдада и Кашгара, Самарканда и Бухары в определенное время устраивали «сейлы», когда товары, особенно тяжелые ткани и специи, продавались по сниженным ценам.

Кстати, российская история о появлении распродаж тоже связана с восточным товаром: по легенде, однажды к московскому купцу подошел его приезжий коллега и предложил изюм по низкой цене. Москвич оценил не только товар, но и саму идею, и скоро на его лавке (говорят, она располагалась в Гостином дворе) появилось объявление: «Продажа остатков по дешевке». По одной из версий, именно так в русском языке появилось выражение «остатки сладки» — все же началось со сладкого изюма.

Правда, приезжему купцу и российскому владельцу лавки на Гостином дворе не удалось войти в историю как «отцам-основателям» идеи распродаж: в этом качестве в США называют Фрэнка Вулворта, во Франции — Симона Маннури.

«Дамское счастье»

В 7-м округе Парижа располагается Le Bon Marché: знаменитый универмаг из романа Эмиля Золя «Дамское счастье» сегодня принадлежит конгломерату LVMH. Большой выбор люкса, молодые дизайнеры, эксклюзивные предложения, ювелирные украшения, косметика – это сегодня, а в 1830 году, когда нормандец Симон Маннури приехал в Париж и открыл магазин Petit Saint Thomas, в нем продавались только одежда и ткани. Что не мешает историкам моды называть Petit Saint Thomas «колыбелью всех парижских универмагов», и прежде всего — Le Bon Marché.

Маннури был новатором: он ввел систему ценников, разрешил покупателям свободно ходить по проходам (при этом покупать было необязательно, можно было посмотреть-прицениться) и начал отправлять товары по почте. Он даже купил ослика, чтобы возить детей по галереям своего магазина. Правда, все это не могло обеспечить полные продажи всего, что было на складе: «сток», как сказали бы сейчас, накапливался. И тогда ему пришла в голову блестящая идея: очистить склад, снизив цены. Так в Париже появились распродажи.

Одним из перспективных сотрудников Симона Маннури был Аристид Бусико (он занимался продажей платков). И когда Petit Saint Thomas навсегда закрылся в 1848 году, Бусико вместе с женой Маргаритой через несколько лет, в 1852-м, основали свой магазин — Au Bon Marché. Достойный последователь Симона Маннури, Бусико развил идею распродаж: однажды, когда после рождественских праздников полки магазина заметно опустели и клиентам могло показаться, что уже нечего покупать, он решил собрать на первом этаже все товары белого цвета (зима!) и продавать их со скидками. Так появился «месяц белого», или «белые» — сезонные — распродажи.

Фото с сайта paris-unplugged.fr

Магазин носил название Au Bon Marché больше 130 лет, вплоть до 1984 года, когда его купил LVMH, и вместе с переменами в позиционировании исторического универмага немного изменилось название – на Le Bon Marché. Кстати, там совсем недавно закончились сезонные скидки — до 50%.

Пятицентовый король

В том самом году, когда Аристид Бусико открыл Au Bon Marché, в городе Родман в США родился Фрэнк Вулворт – будущий «пятицентовый король». Его историю обожают все – от интровертов до лентяев, но прежде всего – те, кто не любит общаться с продавцами в магазинах.

Фрэнк Вулворт тоже этого не любил, с той только разницей, что он как раз был продавцом, и ему надо было общаться с покупателями. Он терялся, когда ему задавали самый простой вопрос, скажем «сколько стОит?», не говоря уже об умении рекламировать товар. Хозяин магазина, господин Мур, не раз говорил ему, какой он никудышный продавец, но при этом он, видимо, был то ли хорошим психологом, то ли великим педагогом – а может быть, у него просто не было выхода.

Так или иначе, однажды он сказал Фрэнку, что на следующий день он останется в магазине за главного и будет торговать. А сам он, господин Мур, уедет по делам.

Говорят, что в минуты стресса человек способен на то, чего бы он никогда не сделал в спокойном состоянии. Фрэнк Вулворт, который не мог даже (см.выше) ответить на вопрос о цене товара, нашел просто и гениальное решение: трудолюбиво написал на бумажках цены, закрепил их на каждом товаре, а всю мелочевку собрал в одном месте — примерно как сейчас в магазинах, скажем, косметики собирают все скидочные товары и ставят табличку с ценой.

Вулворт тоже оставил такую табличку. Он написал: «Все за пять центов». То есть запустил распродажу.

Несмотря на его опасения, покупатели пришли в восторг. Наверное, среди них тоже было немало таких, кто не любит общаться с продавцами и спрашивать цену: вдруг ответят, как в фильме «Красотка» — «это очень, очень дорого»? А так благодаря изобретению Вулворта у них появилась возможность самим, без расспросов, решать, дорого для них это или нет. Словом, застенчивость молодого продавца помогла ему самостоятельно вывести правило, которое и сегодня используют универмаги во всем мире: покупатель должен видеть цену на товар сразу.

Хозяин магазина тоже был в восторге и не преминул развить идею своего помощника. Вернее, все аспекты этой идеи: от расположения на товарах ценников до расширения ассортимента – вскоре он привез из Нью-Йорка множество товаров по пять центов. Мало того: справедливо понимая, что это замечательно изобретение принадлежит не ему, он предложил Фрэнку Вулворту открыть собственный магазин «Все по пять центов» и даже одолжил ему денег.

Вулворт воспользовался и советом, и деньгами, открыв магазин в Ланкастере (Пенсильвания). Дело пошло, и Фрэнк Вулворт – к этому времени он уже верил в собственные силы – открыл еще несколько магазинов, работавших по тому же принципу. В 1886 году в его сети было уже семь пятицентовых магазинов, в 1895-м – 28, в 1900-м – 59. Максимальная сумма, которую можно было увидеть на ценниках в витринах магазинов Вулворта, была 25 центов.

Это было начало торговой империи Woolworth.

Фото с сайта retailer.ru

Одна из важных бизнес-идей Фрэнка Вулворта, как и у Аристида Бусико, появилась на Рождество. В те годы до сегодняшней «коммерциализации Рождества» было еще далеко, и Вулворт сначала отказывался даже от продажи елочных игрушек – ну кому нужен такой хрупкий и такой… сезонный товар? Но когда он все-таки рискнул – риск тут же оправдал себя. По легенде, Вулворт начал с закупки новогодних игрушек всего на $25, через несколько лет это уже были тысячи, а в новом, XX веке – больше $2 млн.

И еще несколько цифр из истории «пятицентового короля». В 1900 году торговый оборот его компании превысил $5 млн. В 1913-м президент США Вудро Вильсон торжественно открыл Woolworth Building – здание высотой в 238-м стоило Фрэнку Вулворту $14 млн: оно и сегодня остается одной из достопримечательностей Нью-Йорка. В 1919 у Woolworth было больше тысячи магазинов в США, Канаде и Англии, а личное состояние Фрэнка Вулворта составляло $60 млн.

Компания продолжала развиваться и после смерти своего основателя, и в 1996 году у нее было рекордное количество магазинов — 8178. А через два года фамилия Вулворта исчезла с вывесок: видимо, решив окончательно порвать со своим «пятицентовым» прошлым, новое руководство компании выбрало новое название — Venator Group. Тем не менее, Фрэнк Вулворт навсегда останется в истории торговли: и как «пятицентовый король» и как «отец-основатель» распродаж.