Центральный депозитарий ценных бумаг (ЦДЦБ) собирается открыть счета в российских дочерних структурах западных банков и перенести туда учет бумаг российских эмитентов, которыми владеет в качестве номинального держателя. Такое решение было принято на заседании совета директоров ЦДЦБ в конце июля, говорится в сообщении на сайте депозитария. Первым внимание на него обратило российское издание Frank Media.
Речь идет о ценных бумагах российских эмитентов, которые российские брокеры и управляющие компании с 2022 года переводили в номинальное держание ЦДЦБ. В прошлом году, по данным СМИ, были переведены активы общей номинальной стоимостью 1,1 трлн рублей (около 5,8 трлн тенге). При этом сам ЦДЦБ подтвердил «Курсиву» только 1,4% от указанной суммы, или 81,2 млрд тенге.
В качестве потенциальных контрагентов ЦДЦБ выбрал три кредитные организации: Райффайзенбанк, ЮниКредит банк и Ситибанк. Это «дочки» одноименных австрийской, итальянской и американской групп, которые до сих пор не ушли с российского рынка, несмотря на объявленное стремление и радикальное сокращение бизнеса. Ситибанк после введения полномасштабных антироссийских санкций отказался от розничного направления. Процесс был запущен еще в 2021 году.
При этом ЦДЦБ допускает, что не все выбранные банки согласятся открыть для него счета номинального держания, поэтому они могут быть открыты как в одном, так и в нескольких из выбранных банков. Что планируется делать, если отказом ответят все три банка, не указывается. Также среди новых потенциальных депозитариев указаны российские «Инфинитум» и «ИФК Солид».
Решение о переводе российских бумаг на номинальное хранение в российских банках было принято после того, как Национальный расчетный депозитарий (НРД) и Национальный клиринговый центр (НКЦ), входящие в структуру Московской биржи, вместе с ней попали под блокирующие санкции США. Прежде только НРД находился под санкциями Евросоюза.
После этого депозитарий обратился к брокерам и управляющим компаниям и попросил их вывести находящиеся в его номинальном держании российские бумаги до 10 августа. Об отмене того указания не сообщалось.