Из-за сокращения рабочих мест на месторождении Тенгиз в 2022–2024 годах без работы останутся более 80 тыс. квалифицированных и опытных специалистов. Об этом в ходе пресс-конференции в СЦК сообщил председатель Союза нефтесервисных компаний Казахстана Алмас Кудайберген.
«Нам не хотелось бы терять людей. Это большая занятость – с семьями это более 200 тыс. человек. И решение – искать новые проекты. Первоначально мы рассматривали Россию. Там работает много казахстанских компаний, но, к сожалению, из-за войны многие проекты встали. Другое направление – это нефтегазовый рынок Ближнего Востока. Среди этих стран самыми перспективными являются Катар и Саудовская Аравия. Например, в проект North Field в Катаре будет инвестировано более $50 млрд в ближайшие шесть лет, а в проект Джафура в Саудовской Аравии – более $100 млрд», – заметил Кудайберген.
Председатель Союза советует казахстанцам искать работу за рубежом через международные нефтесервисные компании, которые уже работают в Казахстане. Так, по словам Кудайбергена, в стране действуют 25 подрядчиков, которые входят в топ-200 мировых компаний. За последние 30 лет, по оценкам Союза, эти компании заработали в Казахстане более $50 млрд.
«Мы подумали, что есть какой-то моральный долг у этих компаний. Они должны привлекать казахстанских специалистов в свои международные проекты. Мы организовали поездки в головные офисы генподрядчиков, и есть ряд договоренностей, что данные зарубежные компании будут привлекать казахстанских субподрядчиков и казахстанских рабочих», – заявил Кудайберген.
Он сообщил, что подобные договоренности также принимаются на совещаниях с участием министерства энергетики.
«Мы решили активно двигаться по Катару, создали Казахстанско-Катарскую торговую промышленную палату. Почему Катар? Потому что Катар занимает третье место по запасам газовых резервов после России и Ирана. Вы знаете, что из России и Ирана сейчас достаточно сложно экспортировать. И Катар решил воспользоваться этой ситуацией и активно, агрессивно инвестировать в разработку нефтегазовых месторождений. Как я говорил, мы создали Казахстанско-Катарскую торговую промышленную палату, чтобы укрепить взаимоотношения между двумя странами. В конце года провели первый в истории большой бизнес-форум в городе Доха, в котором участвовало более 150 представителей бизнеса обеих стран», – рассказал Кудайберген.
Он добавил, что Казахстан может получить большую выгоду от трудоустройства своих специалистов за рубежом. По его подсчетам, тысяча нефтесервисных работников со средней зарплатой в $200 тыс. могут принести в страну до $250 млн ежегодно.
«Более 1 тыс. человек уже работают в Катаре на зарплату более $5 тыс. в топовых катарских и международных компаниях. К примеру, если вы знаете, Total Qatar – это большая международная нефтегазовая компания, ее возглавляет казахстанец. Он в этой компании работает 17 лет, и он возглавляет все операции компании Total в Катаре. На ключевых технических позициях Qatar Gas и QatarEnergy работают наши соотечественники. Но необходимо, чтобы государство более активно вовлекалось в этот процесс», – считает Кудайберген.
Ранее «Самрук-Казына» сообщала, что семнадцать казахстанских сварщиков, в том числе работавших в нефтегазовых компаниях и проекте будущего расширения на месторождении Тенгиз, отобрали для работы в Европе.