Новости

Абитуриентка требует отставки министра образования. Она набрала 119 баллов на ЕНТ, но не получила грант из-за квоты для пострадавших от ЧС

Абитуриенты намерены обращаться в Конституционный суд с иском на Миннауки РК / Фото: Александра Аканаева (kursiv.media), бильд-редактор: Артур Алескеров

Абитуриентка Медина Майсар, не получившая грант из-за введения квоты для пострадавших от паводков, требует отставки министра образования Саясата Нурбека. Ранее родители казахстанских абитуриентов пожаловались на то, что их дети не получили гранты на учебу, хотя набрали проходной балл на ЕНТ. Об этом рассказали абитуриенты, их родители, а также адвокаты на пресс-конференции в КМБПЧ сегодня, 16 августа. 

Чего требуют выпускники и их родители. Медина Майсар, набравшая 119 баллов на ЕНТ, не поступила на специальность «Право». Она заявляет, что 20% бюджетных мест на ее факультете достались абитуриентам с более низкими баллами из регионов, пострадавших от паводков. Выпускница обеспокоена тем, что президент Касым-Жомарт Токаев может не знать об этой ситуации. 

«Мы просим донести ситуацию до президента, чтобы он вмешался и прекратил нарушение наших прав. Я считаю, что министр образования РК превысил делегированные ему полномочия и нарушил конституционные права абитуриентов. Я больше не могу доверять такому министру и требую его немедленной отставки. Если он не хочет уйти сам, то мы просим президента Казахстана, чтобы он назначил более компетентного министра», — заявила Медина. 

Абитуриентка подчеркнула, что Миннауки не может создавать новые квоты на бесплатное обучение.

«Во-первых, министерство не имеет полномочий устанавливать новые квоты для обучения в организациях высшего образования. Это полномочие закреплено за парламентом РК. Во-вторых, нет такого НПА, который бы на законных основаниях закрепил «квоту на ЧС». Она существует только на словах министра науки Саясата Нурбека: она сам ее придумал и озвучил, и только на этом незаконном основании его министерство распределило тысячи государственных образовательных грантов, отобрав их у абитуриентов, которые заслужили их в честном конкурсе», — возмутилась Медина.

Она также рассказала, что обратилась за помощью к адвокату Халиде Ажигуловой, которая консультирует абитуриентов pro bono. Адвокат тоже возмущена ситуацией. 

Халида Ажигулова о Миннауки РК
Видео: Kursiv.media

Другая выпускница Илона Еркимбаева, набравшая на ЕНТ 117 баллов, рассказала, что готовилась к поступлению в «Нархоз» два года, но не поступила. По ее словам, проходной балл на выбранную ею специальность «Маркетинг и реклама» повышался каждый год, и в этом году достиг 118. Однако, как утверждает Илона, пороговое число баллов для абитуриентов из регионов, охваченных «квотой» — 110 баллов. 

Мама Илоны Юлия Емельянова высказала недовольство реакцией миннауки на происходящее. Ранее Саясат Нурбек перечислил альтернативные возможности для поступления в университет бесплатно либо с частичной оплатой. Однако Юлия Емельянова сообщила, что перечисленные гранты не подходят ни ее дочери, ни многим другим детям. Она потребовала выделить отдельные гранты для пострадавших от паводков абитуриентов, «а не за счет других детей». 

«В государственные гранты акиматов мы не входим. На ректорские гранты подавали еще в конце весны, на них дети в данный момент подать не могут. Эти гранты выдаются дополнительно, несмотря на результаты, ежегодно, и они никак не связаны с данной ситуацией. По нашей профессии нигде не выделено дополнительного гранта», — заявила мама абитуриентки. 

Фото: Александра Аканаева (kursiv.media)

Емельянова добавила, что некоторые дети, не получившие грант, теперь планируют идти работать не по специальности. Она также рассказала, что в ответ на жалобы ей заявили, что «надо было выбирать специальность попроще».

Что говорят юристы. Юрист Айжан Шералиева объяснила, что установление квоты для пострадавших от ЧС действительно незаконно и подлежит аннулированию, а опубликованный список грантов нужно пересмотреть.

«Государство допустило дискриминацию в отношении абитуриентов. Введение «квоты» и распределение грантов было непрозрачным, а механизмы этой «квоты» не соответствуют закону. Имеется проект данной «квоты» от 27 мая 2024 года на сайте «Открытые НПА». Он провисел две недели для обсуждения, но так и остался проектом: он не имеет никакой юридической силы. Основной приказ был утвержден еще в апреле этого года, но там нет никакой квоты для пострадавших от ЧС», — рассказала юрист.

Замдиректора КМБПЧ Денис Дживага добавил, что казахстанским студентам сейчас легче поступить учиться за рубеж, чем в Казахстане.

«В последнее время много инициатив от властей, которые почему-то ухудшают права одних граждан, улучшая права других. Никто не против помочь другим абитуриентам, но почему это делается за счет ущемления прав других граждан, тем более, очевидно, что никаких законных оснований на это нет. Сейчас многие говорят, что легче поехать учиться куда-то за рубеж, чем остаться и поступить в Казахстане, хотя казахстанская система образования не является лучшей в мире», — рассказал Дживага.

Адвокат Халида Ажигулова заявила требования к министерству образования:

  • выпустить новый список грантов до 25 августа,
  • отменить «квоту для пострадавших от ЧС»,
  • вернуть гранты «законным обладателям»,
  • искать другие источники финансирования образования для пострадавших от паводков казахстанцев. 

Юрист также сообщила, что абитуриенты и их родители готовы подавать коллективный иск к министерству науки и образования РК, а также обжаловать опубликованный список грантов. 

Контекст. 3 августа Миннауки РК опубликовало список обладателей образовательных грантов в Казахстане. В конкурсе участвовали более 104 тыс. абитуриентов. Многие абитуриенты, набравшие проходной балл для поступления по их специальностям, не поулчили грант, потому что Миннауки решило выделить часть грантов пострадавшим от паводков, набравшим более низкие баллы. Министр науки Саясат Нурбек назвал эту категорию грантов «квотой по ЧС».

Абитуриенты и их родители требовали выделить жителям пострадавших регионов отдельные гранты, а не обделять других выпускников. На это министр науки ответил, что абитуриенты не поступили на выбранные специальности из-за высокой конкуренции.