Мы подготовили очередную подборку самых интересных материалов от научно-популярного проекта Qalam для того, чтобы вы могли провести выходные с пользой: как тюрчанка управляла Индией, как устроен мир монгольской астрологии, что за сладости придумали монахи в Португалии и как на самом деле должен выглядеть герб Казахстана.
Как тюрчанка управляла Индией
В 13–16 веках на территории Индии процветал Делийский султанат — крупная и могущественная мусульманская империя, правители которой имели, как правило, тюркское происхождение. Если вы полагаете, что трон султана мог наследовать только его старший сын, то это ошибка: в повелителях имела шансы оказаться и женщина. Qalam рассказывает историю Разии, ведущей свой род от кочевников-кипчаков и ставшей султаном – да-да, ее называли именно «султан», а не «султана» или «султанша», поскольку она была полновластной правительницей, а не просто женой властителя – это к вечному вопросу о феминитивах.
Тщательный мир монгольской астрологии
В отличие от европейской практики, где гороскопы рассматриваются как чисто светское, развлекательное, а зачастую как профанирующее традиционную религию явление, для монголов следование гороскопу – часть общепринятой духовной практики, так как в Монголии астрология и гороскопы являются неотъемлемой частью буддийской традиции, без них никуда и никак.
Чудо-пирожное из португальского монастыря
Несколько лет назад в Португалии выбирали «Семь гастрономических чудес страны». Был проведен национальный опрос, собран шорт-лист из 21 позиции. Еда традиционно служит главным источником прений – читатели никого не щадили в комментариях, эксперты ломали копья с гастрономами и историками. В конечный список вошли пара рыбных блюд, пара мясных, суп, сыр и паштел-де-ната. По поводу последнего фаворита ни у кого с самого начала не было сомнений: это заварное пирожное уже более трехсот лет – предмет гордости португальских кондитеров. Qalam рассказывает историю самого неоспоримого португальского десерта.
Каким должен быть герб Казахстана
Сегодняшняя дискуссия о гербе Казахстана и его возможном изменении имеет под собой не столько политическую, сколько социокультурную и художественно-историческую подоплеку. Если рассматривать его как функциональный элемент системы управления, то с этими техническими задачами существующий герб справляется прекрасно. Дело, однако, в том, что образ национального герба изначально наделен куда более сложными задачами. Qalam пробует разобраться в тонких смысловых оттенках главного государственного символа.