Как строить бизнес small-cap компании в фармацевтике. Три принципа Citius Pharma
Фармацевтическая отрасль – одна из самых сложных для работы: разработка одного лекарства на рынок занимает 10–15 лет и обходится в миллиарды долларов. Но основатели Citius Pharmateuticals нашли, как сократить этот путь. Ее первое лекарство готовится выйти на рынок в ближайшие пять месяцев, а аналитики прогнозируют бумагам компании рост более чем в 7 раз.
Поворотный момент
Citius Pharma в нынешнем виде работает на фармацевтическом рынке с 2016 года, она разрабатывает лекарства от катетерных инфекций, лимфомы и геморроя.
Ее название происходит от олимпийского девиза «Citius, Altius, Fortius» – «быстрее, выше, сильнее», говорил Benzinga ее сооснователь Мирон Голубяк. Он вместе с другим основателем Леонардом Мазуром строит свой бизнес в фармотрасли спустя несколько десятков лет работы в крупных фармкомпаниях. Голубяк — в Roche и производителе инфузионных систем Bioscrip, Мазур — в Cooper Laboratories (сейчас Cooper Companies) и в ICN Pharmaceuticals (сейчас — Valeant Pharmaceuticals), разработчике рибавирина от респираторных заболеваний. «Биофармацевтика и фармацевтика — в моих жилах. Это моя кровь, это я», — говорил про себя Мазур в подкасте Стива Преды, автора различных руководств для бизнеса.
Ближайшие пять месяцев могут стать поворотными для Citius Pharma — в течение этого периода на рынок должен поступить ее первый препарат. Это LYMPHIR – лекарство для лечения взрослых от рецидивирующей или рефрактерной, то есть не поддающейся лечению, кожной Т-клеточной лимфомы, в случае, если пациенту не помогла как минимум одна системная терапия. Именно в таком качестве его одобрило в августе этого года Управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA).
В среднем разработка одного лекарства занимает 10–15 лет и обходится в $2,6 млрд. Это данные The Pharmaceutical Research and Manufacturers of America. Лишь 12% молекул, дошедших до клинических испытаний, получают одобрение FDA. Но стратегия Citius позволяет ей сокращать этот цикл в несколько раз. В чем же она заключается?
Три принципа работы
Первый ее принцип – не заниматься проектами с нуля. Гораздо эффективнее лицензировать чужие разработки на более поздней стадии, объяснял Мазур.
Так было с LYMPHIR. Citius Pharma получила эту молекулу на третьей фазе клинических испытаний в 2021 году, купив актив у индийской Dr. Reddy’s Laboratories и подписав лицензионное соглашение с японской EISAI, рассказывала компания в проспекте. Потенциал продаж препарата Мазур в ходе телеконференции оценил в $400 млн в год.
Так было и с Mino-Lok, антибиотиком для лечения катетерных инфекций. Его изобрел главный инфекционист Онкологического центра им. М. Д. Андерсона Техасского университета Иссам Раад, рассказывал Мазур. Сейчас, если в катетер попала инфекция, его удаляют и заменяют новым. Это две болезненные для пациента хирургические процедуры. Раад придумал стерилизовать катетер с помощью разрабатываемого лекарства: оставлять его в катетере на два часа, препятствуя попаданию в кровь, затем отсасывать содержимое — и так минимум пять дней. В результате инфекция отступала.
Citius Pharma начала финансировать исследования Mino-Lok на второй стадии. По завершении она «взяла на себя обязательства профинансировать дополнительную работу». Денег на это не хватало, так что компания привлекла деньги на бирже, рассказывал Мазур. Сейчас Mino-Lok закончил третью стадию клинических испытаний, следующий этап — это подготовка заявки на одобрение препарата регулятором. Mino-Lok может приносить, по оценкам самой компании, $1,8 млрд ежегодно.
Еще один принцип – искать разработки в низкоконкурентных областях. «Мы поняли, что это (разработка антибиотика Mino-Lok) уникально: на рынке не было ни одного решения и никто в то время не работал в этом направлении», — рассказывал Мазур.
И, наконец, третий принцип: быть готовым вкладывать собственные средства. В начале существования Citius Pharma основатели инвестировали в нее собственные деньги – всего $26,5 млн, говорится на сайте компании. Это ключевой момент для привлечения инвесторов, считает Мазур: «Они видели, что мы уверены в том, что делаем».
Сейчас компания снова решила привлечь деньги инвесторов на бирже — в августе Citius Pharma сообщила об отделении онкологической «дочки» и ее выводе на биржу через слияние со SPAC-компанией TenX Keane Acquisition, в обход стандартной и более сложной процедуры классического IPO. В объединенной компании, которая будет называться Citius Oncology, у Citius Pharma будет 90%.
«Мы начинаем переход от компании на стадии разработки к биофармацевтической компании, приносящей прибыль», — заявил Леонард Мазур на августовской телеконференции для инвесторов.
Citius Oncology будет отвечать за коммерциализацию LYMPHIR. Мазур говорил, что цель вывода онкоподразделения на биржу — собрать деньги для запуска этого препарата, не размывая доли акционеров Citius Pharma. Это также даст Citius Pharma «дополнительную гибкость для продвижения ее других инициатив», — говорил Мазур.
Когда она получит прибыль
Компания пока не получает прибыли. Из ее отчетности следует, что в 2023 финансовом году (закончился 30 сентября 2023 года) у нее был чистый убыток $32,5 млн, ее расходы на R&D составили $14,8 млн. Когда убыток сменится прибылью, сказать сложно. Фармацевтическая отрасль – высокорискованный бизнес и игра вдолгую. К примеру, в проспекте Citius уже предупреждала инвесторов, что гарантии успешной коммерциализации LYMPHIR нет.
Кроме LYMPHIR и антибиотика Mino-Lok в портфеле Citius Pharma есть лекарство Halo-Lido. Health Leaders пишет, что оно может стать первым в США одобренным FDA рецептурным препаратом для лечения геморроя. Еще одно лицензионное соглашение — с Novellus Therapeutics (ее позднее купила Brooklyn ImmunoTherapeutics) — касается мезенхимальных стволовых клеток. По нему Citius Pharma планирует разработать клеточную терапию для лечения острых респираторных заболеваний.
Следящие за деятельностью компании аналитики, по данным MarketWatch, их трое, присвоили бумагам Citius Pharma рекомендацию «покупать». Средняя целевая цена – $4,67, что более чем в семь раз выше текущих значений.
Сейчас компания находится в точке перехода от убыточной компании к приносящей прибыль, говорится в записке аналитиков Simply Wall Street. Они цитируют трех других аналитиков фармацевтической отрасли, которые считают, что уже в 2025 году Citius может рассчитывать на первую прибыль в $15 млн. Но чтобы достичь такого показателя, компания должна расти на 63% в год, что, как считают аналитики Simply Wall Street, слишком быстро. Они предупреждают: если темпы роста окажутся слишком агрессивными, компания может стать прибыльной гораздо позже. Они добавляют, что обычно у фармацевтических компаний, в зависимости от этапа разработки их продуктов, нерегулярные поступления средств. Это означает, что в целом высокий годовой рост для них не является чем-то необычным, особенно если они находятся в стадии привлечения средств инвесторов.
В ближайшей перспективе компания может и вовсе лишиться листинга. Сейчас ее бумаги торгуются по цене 60 центов. Это не соответствует правилам листинга Nasdaq, по которым бумаги любой компании должны стоить больше $1. Биржа дала компании 180 дней, до 9 сентября, чтобы исправить ситуацию. Делистинг может повлечь сложности с привлечением капитала и даже с удержанием кадров, писала компания в проспекте. Ранее Мазур говорил, что у каждого сотрудника компании есть опционы на акции.