Отраслевые показатели и результаты рейтинга Kursiv Research указывают на то, что локальная IT-индустрия все больше интегрируется в мировую экономику. Пока что в роли исполнителя проектов для родственных структур из-за рубежа.
Kursiv Research третий год публикует ренкинг значимых IT-компаний страны, разрабатывающих программное обеспечение, исходя из объема уплаченных налогов. Судя по динамике отраслевых показателей и по специализации новых участников нашего рейтинга, меняется общий ландшафт индустрии.
Изменения спровоцировала война между Россией и Украиной, которая вызвала миграцию российских программистов в том числе в страны СНГ. На IT-индустрию Казахстана это повлияло прямым образом: доля IT-услуг, которые были оказаны нерезидентам РК, выросла с 6% (или 38,7 млрд тенге) в 2021 году почти до 19% (или 260 млрд тенге) по итогам минувшего года.
Несколько слов о ренкинге значимых IT-компаний, определяемых по объему выплаченных налогов. Это нетипичный подход, поскольку в других странах ключевых игроков IT-индустрии выявляют с помощью такого универсального финансового показателя, как выручка. Однако казахстанские разработчики не обязаны публиковать свою финансовую отчетность в открытом доступе. В развитых странах составляются рейтинги крупнейших IT-компаний по размеру капитализации или стоимости рыночного бренда, но это невозможно в наших условиях, когда крупных и средних IT-компаний РК не больше трех десятков, они не представлены на бирже, а сама индустрия только развивается. Kursiv Research также не ориентируется на такие показатели, как количество скачиваний и число пользователей, поскольку такой подход автоматически исключает из периметра исследования IT-компании, которые работают в сегментах B2B и B2G.
Подход, когда ключевые игроки выявляются за счет выплаченных налогов, имеет свои недостатки. Переход даже одного крупного проекта из одного налогового периода в другой может существенно повлиять на показатели по отдельному году. К тому же сумма выплаченных налогов может зависеть от финансовой оптимизации, объема инвестиций, который на этапе становления компании бывает существенным. Другими словами, эффективная с точки зрения финансового результата (выручки) и продуктовых решений IT-компания может оказаться в хвосте ренкинга.
Однако сопоставление результатов ренкинга Kursiv Research с общеотраслевыми процессами показывает, что наш подход отражает происходящие в индустрии изменения. К примеру, в текущем рейтинге стало больше IT-компаний, которые по сути являются локальными подразделениями, выполняющими заказы материнской структуры из другой страны. В предыдущих двух рейтингах была только одна компания с таким профилем – Epam Kazakhstan, структурное подразделение международной корпорации Epam Systems, штаб-квартира которой находится в американском Ньютауне. В этом рейтинге таких компаний как минимум три.
Софт на экспорт
В минувшем году компании сектора IT оказали услуги на 1,4 трлн тенге, прибавив в сопоставимых ценах 29,3%. Благодаря двузначному реальному росту, который наблюдается последние семь лет, IT-индустрия значительно улучшила свои позиции в сервисном сегменте.
Вместе с IT-отраслью еще в двух сервисных секторах фиксируется объем услуг, превышающий 1 трлн тенге: операции с недвижимостью (2,3 трлн тенге) и консалтинг в области архитектуры, инженерных изысканий и технических испытаний (почти 1,1 трлн тенге).
Впрочем, айтишникам удалось пройти эту отметку только в 2023 году. Был зафиксирован двузначный прирост в трех ключевых – как по объему, так и по сложности услуг – направлениях. Традиционно эти направления генерируют свыше 60% от всех IT-услуг в РК.
Объем услуг по разработке программного обеспечения увеличился до 383,9 млрд тенге, прибавив в сопоставимых ценах 31,6%. Прочие услуги в области информационных технологий и информационных систем, достигнув отметки 283,5 млрд тенге, прибавили 24,5% в реальном выражении. В минувшем году объем услуг по размещению приложений (прикладных программ) составил 229,1 млрд тенге, что больше предыдущего периода на 38,1%.
Бюро национальной статистики АСПР РК разбивает IT-индустрию на 14 подотраслей, из них только четыре в прошлом году продемонстрировали сокращение выпуска. Причем потери в абсолютных значениях минимальны: 9,2 млрд против 438,6 млрд тенге общего прироста.
Два показателя – услуги нерезидентам РК и объем экспорта IT-услуг – указывают на то, что казахстанские IT-компании сильнее интегрируются в мировую экономику. В минувшем году объем оказанных IT-услуг вырос благодаря спросу со стороны казахстанских компаний и заказам от нерезидентов РК. Из 438,6 млрд общего прироста первая группа обеспечила 281,9 млрд тенге, вторая – 128,7 млрд тенге. Впрочем, по относительному показателю выделяются нерезиденты РК, которые увеличили заказы на 74,6% в номинальном выражении, казахстанские юрлица – на 36,3%.
Причем нерезиденты РК обращаются к казахстанским компаниям за IT-услугами, выполнение которых требует значительных компетенций – разработка программного обеспечения (43% от всех IT-услуг для нерезидентов РК) и сопровождение программного обеспечения (17%).
В минувшем году за счет опережающей динамики наша страна впервые стала нетто-экспортером IT-услуг. Согласно данным Нацбанка РК, в 2023 году казахстанские программисты экспортировали свои услуги на $529,1 млн, или на 57% больше, чем в предыдущем году. В пятилетней ретроспективе прирост выглядит еще внушительнее – в 24 раза. Экспортная выручка оказалась больше импортной на $36 млн.
Улететь в теплые края
Цифровая трансформация бизнеса формирует спрос на IT-разработки; государство заинтересовано стимулировать диджитализацию, поскольку это в будущем сулит экономическое процветание. Но помимо этих факторов источником роста остается миграция из России отдельных специалистов, иногда целых компаний.
Согласно информации Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК (МЦРИАП РК), количество иностранных сотрудников в IT-отрасли Казахстана возросло с 227 в 2021 году до почти 5,3 тыс. в 2024-м. В конкуренции за программистов из России, которая славится сильной IT-отраслью, Казахстан предложил льготные условия для релокации, включая визовые и трудовые процедуры, а также налоговые льготы.
«Приток иностранных специалистов, в том числе российских, привел к повышению компетенций и навыков местных IT-специалистов, активному внедрению инноваций и новых технологий, укреплению международного сотрудничества, созданию новых рабочих мест и развитию образовательных программ. Эти изменения укрепляют позиции Казахстана на международном IT-рынке и развивают высокотехнологичные отрасли», – отмечают в МЦРИАП РК.
В минувшем году зафиксирован опережающий рост количества населения, занятого в IT-индустрии. Если во всей казахстанской экономике количество занятого населения увеличилось на 1,2% (до 9,1 млн человек), то в IT-отрасли специалистов-профессионалов стало больше на 11,5% (до 78,6 тыс. человек), а специалистов-техников – на 40,1% (до 21,7 тыс. человек).
Начавшийся в 2022 году стремительный рост числа новых IT-компаний продолжился в минувшем. По итогам 2023 года число зарегистрированных компаний (по ОКЭД 62 «Компьютерное программирование, консультации и другие сопутствующие услуги») выросло до 10,4 тыс. (или на 15,7% больше, чем в 2022 году). За год наибольший прирост обеспечили компании с иностранным участием (+840 ед.) и компании без государственного и иностранного участия (+562 ед.).
Хаб для каждого региона
Государство определенно пытается развивать IT-отрасль. Представления чиновников о том, как следует развивать эту индустрию, нашли отражение в отраслевых программах, принятых в последние годы. Из последних можно упомянуть концепцию «Киберщит-2», госпрограмму «Цифровой Казахстан» и нацпроект «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций». Последние два документа поставлены на утрату.
Их заменила утвержденная в прошлом году Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023–2029 годы. Запланированные в рамках этой концепции проекты могут способствовать развитию IT-индустрии – либо за счет прямых заказов от государства, либо за счет эффекта синергии.
Перечислим некоторые из них. Государство намерено развивать сервис цифровых документов «для признания в БВУ, вокзалах, аэропортах, организациях образования и здравоохранения». Планируется, что представление данных будет осуществляться путем авторизации запросов гражданином с использованием унифицированных инструментов авторизации на базе цифрового согласия. «Это даст толчок развитию сложных продуктов, основанных на синергии данных и процессов государственных и коммерческих структур», – считают авторы документа.
Власти не отказались от идеи Smart City, реализация которой затянулась по разным причинам. Предполагается внедрение цифровых технологий в такие сферы жизнедеятельности городов, как ЖКХ, здравоохранение, туризм и экология.
Чиновники планируют создать региональные IT-хабы по примеру запущенного в 2018 году Astana Hub – как на базе частных и региональных технических организаций высшего и/или послевузовского образования, так и совместно с частным сектором. По информации МЦРИАП РК, уже запущены 15 IT-хабов в регионах РК (Семей, Кызылорда, Тараз, Талдыкорган, Туркестан, Усть-Каменогорск, Уральск, Актобе, Караганда, Костанай, Кокшетау, Павлодар, Актау, Конаев, Шымкент). В планах запуск в Атырау, Жезказгане, Петропавловске и Жанаозене.
В действующей концепции предлагается использовать инфраструктуру Международного финансового центра «Астана» для развития венчурного финансирования. «Будет внедрена программа финансирования IT-проектов с необходимыми инструментами поддержки», – указано в документе. От реализации смелых планов государство ожидает, что в IT-отрасли инвестиции вырастут до 1 трлн тенге и что появится порядка 150 тыс. рабочих мест.
Семерка безльготников
Kursiv Research изучил доступную информацию с тем, чтобы выявить значимых игроков отрасли. С помощью регистра БНС АСПР РК были отобраны крупные и средние компании, которым присвоен код ОКЭД 62011 («Разработка программного обеспечения»), поскольку они выделяются наибольшим вкладом в добавленную стоимость интеллектуальной составляющей. По этой причине были исключены IT-компании с остальными ОКЭД, среди которых сопровождение ПО (62012), консультации в области информационных технологий (62021), проектирование коммерческих информационных систем (62022).
Не рассматривались компании из других отраслей (банковская сфера, телеком), которые в силу цифровизации их бизнес-процессов также разрабатывают собственные IТ-системы, а в медиапространстве позиционируют себя как новых технологических игроков, но в официальной статистике учитываются по другому ОКЭД.
В предварительный список попали 25 крупных и средних компаний. Лонг-лист был ранжирован по объему налоговых отчислений, что позволило выявить крупнейших игроков. В отличие от предыдущего ренкинга в нынешнем два списка компаний.
В первом собраны компании, которые не являются участниками Astana Hub, во втором – резиденты этого технопарка. Последние освобождены от уплаты КПН, НДС, ИПН за работников – резидентов РК и соцналога за работников-нерезидентов. Но при этом у них сохраняются обязательства по уплате налога на имущество, роялти, соцналога за работников-резидентов и ИПН за работников-нерезидентов.
Из 25 крупных и средних IT-компаний только семь находятся за периметром технопарка Astana Hub. И в этой когорте лидирует Business & Technology Services (BTS), который в прошлом году заплатил в бюджет 4,4 млрд тенге, или на 124% больше, чем в 2022 году. Эта компания по сути является IT-подразделением Eurasian Resources Group – в ее учредителях флагманы казахстанской промышленности, входящие в эту группу: «Казхром», «Алюминий Казахстана», ССГПО и другие. Соответственно, BTS сосредоточен на цифровой трансформации предприятий группы ERG.
Из собственных разработок компания считает удачными систему оперативного управления производством MES Metallurgy (на базе генеративного искусственного интеллекта), платформу qollab и маркетплейс ERG.
Система MES Metallurgy помогает плавильщикам контролировать производственный процесс, быстро оценить ситуацию «здесь и сейчас» на основе более 7 тыс. первичных параметров, большая часть которых поступает автоматически напрямую. Она включает в себя цифрового ассистента на базе искусственного интеллекта MES Alina, который помогает открывать экраны и отчеты системы MES, также получает значения некоторых свойств у оборудования по запросу пользователя. Сейчас цифровой ассистент доступен для сотрудников Актюбинского завода ферросплавов.
«В целом система MES будет внедрена на всех объектах группы в 2025 году», – отметили в пресс-службе BTS.
Платформа qollab совмещает в себе корпоративный портал, рабочую область для выполнения производственных и офисных задач, внутреннюю социальную сеть и личный кабинет, она доступна для 60 тыс. сотрудников. Маркетплейс ERG интегрирован в qollab, с помощью которого ремонтный персонал заказывает инструменты и комплектующие в несколько кликов, обходя долгие закупочные процедуры.
На втором месте компания 7Generation, которая в 2023 году заплатила налогов на 956 млн тенге. Выплаты за год выросли на 269% – и по динамике роста 7Generation лидирует среди IT-компаний не из технопарка Astana Hub.
Компания 7Generation зарегистрирована частными лицами в 2020 году. На корпоративном сайте указано, что она разрабатывает продукты для операторов связи, которые помогают последним выполнять требования разыскных мероприятий (СОРМ): Pulsar Voice – перехват голосовых и текстовых сообщений исключительно в границах действующего закона, Pulsar CDR – сбор и хранение биллинга всех абонентов, Pulsar HTTP – законный перехват интернет-трафика, Pulsar IPDR – сбор и хранение интернет-статистики всех абонентов.
Тройку замыкает компания «Коркем Телеком», которая перечислила в бюджет 663 млн тенге, за год увеличив выплаты на 72%. Компания специализируется на цифровой телефонии и макро-АТС, развертывает интеллектуальные call-центры и предоставляет комплексные POS-решения для ресторанов и гостиниц. Но она больше известна как разработчик интеллектуальной системы общественной и дорожной безопасности, знакомой каждому автолюбителю страны, – «Сергек». Добавим, что в нашем ренкинге присутствует компания Sergek Technologies (7-е место), которая связана с «Коркем Телеком». За неполный 2023 год (компания зарегистрирована в апреле 2023-го) выплаты Sergek Technologies составили 65 млн тенге.
Astana-Plat – единственная IT-компания вне технопарка Astana Hub, которая в отчетном году сократила налоговые отчисления. Объем налогов в 2023 году составил 601 млн тенге (–33% в годовом выражении). Она разработала цифровую начинку для сети платежных терминалов, которая на территории Казахстана работает под торговой маркой «Касса 24».
Резиденты хаба
Из резидентов технопарка Astana Hub по объему налогов, уплаченных в 2023 году, лидирует компания ONE Technologies. Выплаты составили 937 млн тенге, что на 36% больше, чем в 2022 году. Сейчас статус компании в Astana Hub значится как «не активно», поскольку свидетельство о регистрации участника технопарка истекло в июне 2024-го; однако в минувшем году для нее действовали налоговые преференции.
Единственным акционером компании является ForteВank, и по сути компания является техническим подразделением банка, которое в прошлом разработало банковскую экосистему из таких элементов, как ForteID (единая точка входа в экосистему), ForteApp (мобильный интернет-банкинг для физических лиц), ForteBusiness (мобильный интернет-банкинг для юридических лиц), ForteMain (весь фронт сайтов forte.kz), ForteKassa (кассовое решение для магазинов и маркетов), ForteFood (сервис по доставке продуктов на дом), маркетплейс ForteMarket и так далее. В портфеле ONE Technologies также BPM-система и продукт ForteLogistics, благодаря которому осуществляется доставка банковских карт, товаров и продуктов ForteMarket, ForteFood и ForteMobile.
Компания MX Credit Systems – новичок нашего ренкинга, который занял второе место среди резидентов технопарка. MX была зарегистрирована в июне 2022 года и за короткое время значительно нарастила налоговые выплаты: по итогам минувшего года до 696 млн тенге (+567%). Компанией руководит Данил Анисимов, а учредителем выступает иностранная Different Technologies. На корпоративном сайте Different Technologies указано, что компания специализируется на предоставлении цифровых финансовых услуг в Мексике. Среди ее топ-менеджеров значится и Анисимов, выпускник МГУ по специальности «математика», начинал карьеру в Тинькофф Банке (с 2010 по 2022 год). Он успел дать интервью казахстанскому Forbes, в котором рассказал, почему он и его партнеры решили развивать необанк в Мексике.
Можно предположить, что компания MX Credit Systems выполняет заказы по разработке программного обеспечения для материнской компании из другой страны. БНС АСПР РК по итогам 2023 года зафиксировало, что локальные разработчики предоставили услуги резидентам Мексики на 12,3 млрд тенге, или 4,7% от всех IT-услуг, оказанных внешним заказчикам. Причем в предыдущие два года Мексика не числилась среди стран, с которыми сотрудничали казахстанские айтишники.
Тройку замыкает «Феникс Тех» – еще один новичок ренкинга, а также лидер по темпу прироста. Компания с иностранным участием заплатила налогов на 648 млн тенге, что в 41 раз больше выплат за 2022 год.
В числе новых участников нашего списка значимых IT-игроков также QazCode (6-е место), MyTonа Kz (7-е место) и MIT Software (10-е место). Компания QazCode была зарегистрирована в 2023 году, по результатам которого заплатила в бюджет 205 млн тенге. Она является дочерней организацией «Beeline Казахстан», соответственно, входит в глобальную группу VEON.
«У нас более 750 сотрудников с экспертизой в автоматизации бизнес-процессов, геймификации, управлении клиентским опытом, финтехе, телекоме и искусственном интеллекте», – отметили в пресс-службе QazCode.
Наиболее известные продуктовые решения компании: различные сервисы (к примеру, «Игры» и «Награды») в суперприложении «Мой Beeline»; Simply – необанк с виртуальной картой; IZI – развлекательная платформа «все в одном» с фильмами, шоу, радио, музыкой и так далее; Hitter – приложение с музыкальным стримингом треков от казахстанских и мировых исполнителей; Smart NPS – решение для проведения опросов и аналитики обратной связи от клиентов.
MyTona KZ – локальное подразделение международной группы MyTona, которая специализируется на разработке игр, – флагманами считаются Seekers Notes и Cooking Diary. Штаб-квартира группы находится в Новой Зеландии, в 2022 году группа открыла четыре подразделения – в Армении, Грузии, Сербии и Казахстане. MyTona KZ по итогам 2023 года заплатила в бюджет 170 млн тенге, что больше предыдущего результата на 6%.
Ключевых игроков IT-индустрии РК можно условно поделить на несколько групп. Первая – это компании, которые по существу являются IT-подразделением материнской структуры (BTS, One Technologies, QazCode, MIT Software). Второй тип по большей части адаптирует софт иностранных вендоров (характерный представитель «1С-Рейтинг»). Третий тип – игроки по сути с одним, но крайне востребованным внутри страны продуктом («Коркем Телеком», Aviata). Четвертый класс – «дочка» международного игрока, заказы на разработку программного обеспечения которой спускаются из-за границы. Если в предыдущих рейтингах эта категория была представлена только Epam Kazakhstan, то теперь она расширилась такими игроками, как MX Credit Systems и MyTona KZ.