Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) выдали катарскому Lesha Bank разрешение на покупку 100% акций Bareke Bank, сообщается в релизе регулятора (есть в распоряжении «Курсива»).
Агентство отмечает, что без получения разрешения сделка по продаже Bereke Bank холдингом «Байтерек» катарскому Lesha Bank была бы невозможна. АРРФР приняло во внимание, что Lesha Bank имеет лицензию Qatar Financial Center Regulatory Authority и соблюдает нормы шариата.
Его активы по состоянию на 1 июля равнялись $2,05 млрд, капитал $400 млн. Коэффициент достаточности капитала банка равнялся 16,9%. По итогам прошлого года Lesha Bank получил чистую прибыль $15,5 млн.
Впервые о будущей продаже Bereke Bank стало известно в феврале. При этом имя банка, который купит катарская кредитная организация, не называлось. Говорилось лишь о сделке по приобретению банка, подконтрольного «Байтереку», и этому условию удовлетворял только Bereke Bank.
В мае стали известны условия сделки. Ее сумма составила 65 млрд тенге, или 39,8% от капитала Bereke Bank на тот момент. Однако продажа до сих пор не закрыта официально. Одобрение со стороны казахстанского регулятора было одним из необходимых для этого шагов.
«Байтерек» получил контроль над Bereke Bank в сентябре 2022 года. Тогда он принадлежал российскому Сбербанку и работал в Казахстане под его брендом, но весной 2022-го попал под блокирующие санкции США. Руководство «Байтерека» с самого начала заявляло, что станет лишь временным собственником банка и будет искать ему нового владельца. В марте 2023-го США сняли ограничения, после чего клиентам Bereke Bank вновь стали доступны все операции с иностранной валютой и переводы в любые банки мира, кроме российских.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявляло, что снизит рейтинг Bereke Bank с «BB» в случае его продажи катарскому инвестору, потому что финорганизация в таком случае потеряет поддержку государства. В конце мая «Байтерек» рассказал «Курсиву», что средства от продажи Bereke Bank направят в республиканский бюджет, хотя, согласно закону «О госимуществе», должны были в Нацфонд. Впоследствии представители холдинга уточнили, что средства все же пойдут в Нацфонд.