Сколько заработали фильмы, снятые за бюджетные деньги

Опубликовано

Показатель рентабельности фильмов, профинансированных государством через Государственный центр поддержки национального кино в 2019–2023 годах, сложился на уровне 16,69%. Пока из 100 фильмов, на съемки которых были выделены бюджетные деньги, в прокат вышли только 19. 

кадр из фильма «Томирис»

Высшая аудиторская палата РК (ВАП) в заключении к отчету правительства Казахстана об исполнении республиканского бюджета опубликовала данные по отечественным фильмам, профинансированным государством за 2016–2023 годы. 

Финансировали киносъемки в этот период сразу две организации – Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК) и «Казахфильм». В 2019 году вышел закон «О кинематографии», который передал функции определения фильмов для госфинансирования от «Казахфильма» к ГЦПНК. Соответственно, с 2019 года фильмы финансировал Центр поддержки кино. Однако в заключении ВАП значится, что «Казахфильм» сохранял аналогичную функцию до 2022 года и тоже финансировал фильмы. 

Суммарно в 2016–2023 годы за госсчет было профинансировано 222 картины. За 2016–2022 годы «Казахфильм» выделил 24,6 млрд тенге на 122 фильма, из них в прокат вышли 17. ГЦПНК за 2019–2023 годы предоставил 17,7 млрд тенге на 100 фильмов, из которых публика увидела 19. 

Кто получил поддержку через «Казахфильм»

17 картин, которым «Казахфильм» суммарно выделил 14,6 млрд тенге, в прокате собрали 695,1 млн тенге – таким образом, средняя рентабельность получилась на уровне 4,78%.

Самыми удачными фильмами, на которые выделялись деньги через «Казахфильм» в 2016–2022 годах, можно назвать две исторические саги – «Алмас қылыш» и «Томирис» – и байопик «Амре» об Амре Кашаубаеве, который первым в мире представил европейской публике вокально-исполнительское искусство казахов и национальный инструмент – домбру.

Самые низкие кассовые сборы у картины «Әруақ», драмы о том, как старик Агатай решается на усыновление детдомовца (7 тыс. тенге при затратах 300 млн тенге), и фильма «Ночной бог» режиссера Адильхана Ержанова (3 тыс. тенге при затратах 100 млн тенге). 

Аудиторы ВАП отмечают, что три картины, на которые суммарно было потрачено 297,3 млн тенге, были закончены, но прокат в кинотеатрах не получили. Речь идет о картинах «Оазис», «Следы на песке» и «Шыңырау». «Оазис» – фильм о двух молодых людях, кардинально отличающихся по характеру и отношению к жизни, встретившихся у оазиса в пустыне. В основе фильма  «Шыңырау» – драматическая история одного человека, колодцекопателя Енсепа (картина снята по одноименной повести Абиша Кекилбаева). «Оазис» и «Шыңырау» можно посмотреть онлайн.

Согласно принятому в 2019 году закону «О кинематографии», все финансируемые государством фильмы должны выйти в прокат сразу после постпродакшена или после показа на кинофестивалях. В противном случае режиссеры обязаны вернуть вложенные деньги, следует из пояснений от «Казахфильма». До 2019 года фильм мог быть снят и показан в рамках фестиваля, и уже этого хватало, чтобы не отдавать обратно деньги государству, прокат не являлся обязательным условием. 

«Также не представлена информация по полнометражным художественным фильмам на общую сумму 7 423,6 млн тенге. Документальные фильмы на сумму 1807 млн тенге в основном предназначены для трансляции на телеканалах и тематических мероприятиях, анимационные фильмы на сумму 630 млн тенге транслируются на телеканалах, короткометражные художественные фильмы на сумму 189,4 млн тенге предназначены для показов на кинофестивалях», – говорится в заключении ВАП о картинах, профинансированных «Казахфильмом».

В Национальной киностудии «Казахфильм» указывают на специфику процесса кинопроизводства – именно из-за его особенностей информация по ряду профинансированных картин отсутствует.

«Цикл производства может занимать несколько лет, и картина считается переходящей, так как во многих случаях творческая составляющая превалирует над экономической и производственной. К примеру, когда по замыслу творческой группы во главе с режиссером для полноты картины необходимо отразить в кадре весь природный год, а именно лето, осень, зиму, весну. Таким образом, производственный цикл может занять несколько лет», – объяснили в «Казахфильме».

кадр из фильма «Дос-Мукасан»

Кому помог Центр поддержки национального кино

Отношение кассовых сборов к общему бюджету кинокартин, профинансированных ГЦПНК, составило 16,69%. Это средний показатель для 19 фильмов, на которые в общем потрачено 6,7 млрд тенге при кассовых сборах в 1,1 млрд тенге.

«Согласно Закону РК «О кинематографии» производители фильмов, вышедших в прокат, обязаны делить доходы, поступившие от проката и продвижения, в соответствии с процентным соотношением 80/20. 20% получает ГЦПНК, остальные 80% – кинокомпания, которая производит прокат и продвижение фильмов», – напоминает заместитель председателя правления по мониторингу кинопроектов ГЦПНК Бауржан Шукенов.

Он объясняет, что режиссеры фильмов должны отчитываться ГЦПНК о доходах от проката. Договором между сторонами предусмотрено, что отчеты по движению денежных средств на отдельном спецсчете предоставляются центру ежеквартально.

Самым кассовым фильмом среди всех проектов, реализованных при поддержке ГЦПНК, стал «Дос-Мукасан» – фильм о культовом музыкальном ансамбле Каз­ССР. При бюджете 425 млн тенге кассовые сборы за 10 недель проката составили 503 млн. В ГЦПНК был перечислен 41 млн. А самыми успешными по соотношению бюджет / кассовые сборы стали «Каникулы off-line – 2», где вожатые аульского лагеря «Аулкемп» снова пытаются справиться с городскими детьми. При бюджете 38 млн тенге фильм собрал в прокате 95 млн тенге, в ГЦПНК были перечислены почти 22 млн тенге.  

«По художественным фильмам на общую сумму 10 918,2 млн тенге информация о выходе в прокат МКИ не предоставлена», – фиксируют аудиторы ВАП. Бауржан Шукенов комментирует, что если сведений о продажах по конкретным фильмам нет, то они в этот момент времени представляются на международных кинофестивалях. При этом  после их показа за рубежом они «в обязательном порядке» появляются на экранах кинотеатров. 

Например, фильм «Братья» о поисках детдомовцем Акжолом своего отца, на съемки которого ГЦПНК еще в 2020 году выделил 100,6 млн тенге, вышел в прокат буквально на прошлой неделе, 22 августа 2024 года. До этого картина режиссера Дархана Тулегенова была показана на XVI Международном кинофестивале «Евразия», Hainan Island International Film Festival и Oldenburg International Film Festival и успела получить более 15 мировых наград.

Отдельный акцент аудиторы ВАП сделали на отсутствии единой базы данных отечественных фильмов с точными цифрами кассовых сборов и других сведений. По закону «О кинематографии» Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) мониторинга фильмов должна была появиться в конце 2021 года, но до сих пор так и не заработала. Поэтому аудиторы предлагают Министерству культуры и информации РК совместно с МЦРИАП и АО «НИТ» ускорить работу по введению ЕАИС в промышленную эксплуатацию. Еще одна рекомендация – законодательно урегулировать доли кинотеатров от проката кинокартин. «В мировой практике проката кинокартин кинотеатр обычно забирает себе долю, равную 50% от кассового сбора фильма, а в Казахстане отмечаются случаи, когда кинотеатру может отойти доля, превышающая 50%», – отмечается в отчете ВАП.

Читайте также