Новости

Турлов – о постковидной экономике: почему новые идеи важнее нулевых ставок, а центробанки ни на что не влияют

Тимур Турлов – о том, почему центробанки не спешат снижать базовую ставку / Дархан Жагипаров, бильд-редактор: Аружан Махсотова

Глава Freedom Holding Corp. Тимур Турлов, выступая на конференции ITS Ideas, отметил, что в мире за последние десятилетия сложилась парадоксальная ситуация: ключевая ставка, предназначенная для регулирования экономической активности, перестала выполнять свою функцию. Во время экстремально низких ставок, сложившихся после кризиса 2008 года, кредитование росло осторожно, а теперь, когда ставки достигли пика, экономика продолжает расти благодаря активному подъему фондового рынка, стимулируемого технологическими инновациями.

«Мы никогда не жили на протяжении такого длительного времени в абсолютно нулевых ставках в развитом мире. Это был период невероятно длинный – он продлился 15 лет. И такого в целом не было никогда, чтобы у нас так долго безрисковый доход оставался на нулевом уровне. Мы столкнулись с колоссальным фискальным стимулированием и монетарным расширением во время Covid, и со всплеском инфляции, которая была для всех достаточно неожиданной, потому что экономика очень долго не реагировала ни на какие монетарные стимулы. Можно было держать ставку на нулевом уровне бесконечно долго и казалось, что это никак не влияет на инфляцию, и в принципе не разгоняло кредитование по причине, наверное, шока, с которым все столкнулись еще в 2008 году», – отметил Турлов. 

Он пояснил, что, согласно теории, нулевая ставка должна была привести к значительному расширению кредитования, но по факту рост был осторожным на протяжении последних 15 лет, в это время центробанки брали на себя роль, которую раньше несли коммерческие банки.

«Денег в экономике по-прежнему кажется, что много. Понятно, что ЦБ подняли стоимость денег, но рынки при этом продолжали концентрироваться и роль “великолепной семерки» (Alphabet, Amazon, Apple, Meta Platforms, Microsoft, Nvidia и Tesla) сейчас как никогда высока. Капитализация и объем торгов, которые приходятся на эти компании, колоссально большие. Мы шутили, что Nvidia понадобилось 20 лет, чтобы сделать первый триллион, 1,5 года – для второго триллиона, к третьему триллиону пробежались через квартал, четвертый они просто за два дня пройдут», – заметил глава Freedom Holding Corp.. 

Турлов добавил, что раньше никто не мог предполагать, что одна компания может создать такую большую ценность для всего мира, как сейчас, и иметь такую большую долю в корпоративной прибыли.  

«Потому что люди увидели большую идею под названием ИИ и сказали, что это настолько может изменить мир, что будет ставка 0%, 6% или 12% по большему счету без разницы, потому что им показалось, что это настолько большая революция. Это подтолкнуло спрос и инвестиционную активность», – сказал Турлов. 

Глава Freedom Holding Corp. подчеркнул, что новые идеи для людей стали выглядеть куда более привлекательнее, чем безрисковая доходность, которая сегодня возросла на фоне высоких ставок банков. 

«Выясняется, что регуляторы не хотят очень торопиться снижать ставки, они не видят охлаждения экономики, замедления инфляции, настроения инвесторов остаются повышенными на фоне максимума на фондовом рынке, которые не рисуют никакой рецессии. Когда ты видишь, что NASDAQ прибавляет несколько десятков каждый год, очень сложно осознавать какой-то экономический спад», – считает Турлов. 

Он предупредил, что темпы снижения базовых ставок будут не такими высокими, как предполагалось, и нужно быть готовым к высокой волатильности, так как фондовой  рынок стал концентрированным.

Ранее Турлов рассказал, почему инвестиции в компании средней капитализации могут быть намного выгоднее, чем в «большую семерку».