Как волатильность, стресс и гормоны влияют на решения трейдеров

Опубликовано
колумнист Kursiv
Cтресс и гормоны оказывают сильное влияние на поведение трейдеров в условиях нестабильности. Фото: REUTERS/Brendan McDermid

В начале августа мировые фондовые рынки пережили обвал. Именно в такие моменты рыночного краха многие трейдеры стремятся быстро восстановить потери или минимизировать их. И здесь на сцену выходят стресс и гормоны, которые оказывают сильное влияние на поведение трейдеров в условиях нестабильности.

Тестостерон и кортизол

В исследовании 2015 года группа американских ученых выявила, что гормоны тестостерон и кортизол могут оказывать решающее влияние на принятие трейдерами финансовых решений. 

Ученые регистрировали уровень кортизола и тестостерона в слюне у мужчин, участвующих в торгах на созданном для эксперимента рынке активов, и обнаружили, что индивидуальный и совокупный уровень кортизола «предсказывает» последующее принятие рискованных решений. 

Затем они вводили кортизол или тестостерон молодым мужчинам перед тем, как те начинали торговать активами. В результате оказалось, что и кортизол, и тестостерон смещают инвестиции в сторону более рискованных активов. Тестостерон вызывает повышенный оптимизм в отношении будущих изменений цен, а кортизол напрямую влияет на предпочтения в отношении риска.

Краткосрочный всплеск кортизола подтолкнет трейдера к более рискованному поведению и, наоборот, повышенная волатильность на рынке вызовет повышение уровня кортизола. 

Но, если стресс станет хроническим и кортизол начнет вырабатываться регулярно, как, например, во время затяжного финансового кризиса, то его повышенный уровень может наоборот привести к значительному снижению готовности идти на финансовый риск, показало исследование 2017 года. 

Еще одно исследование выявило, что трейдеры получали значительно большую прибыль в те дни, когда их утренний уровень тестостерона был выше среднесуточного. Тестостерон также повышается в ответ на победы, что, как полагают ученые, является частью положительной обратной связи, называемой «эффектом победителя». Чем больше выигрыш – тем больше выбрасывается гормонов, отвечающих за вознаграждение, – тестостерона и дофамина. 

Адреналин и дофамин

Однако есть и другие важные нейробиологические аспекты, которые стоит учитывать. Работа исследователей из Калифорнийского технологического института и Вирджинского технологического института изучает поведение трейдеров в периоды иррационального изобилия — времени крайнего рыночного энтузиазма, который может предшествовать образованию пузыря. 

Исследование проводилось на основе 16 экспериментальных торговых сессий с участием 320 человек, в основном студентов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В ходе сессий участники торговали на экспериментальном рынке, несколько добровольцев в каждой сессии проходили магнитно-резонансную томографию.

Результаты исследования показали, что область мозга под названием nucleus accumbens, или «прилежащее ядро», связанная с вознаграждением, активизировалась по мере роста цен, что свидетельствует о формировании так называемого «биомаркера иррационального изобилия». Это означает, что когда цены на активы начинают подниматься выше их реальной стоимости, мозг трейдера реагирует, как если бы он получал награду, то есть вырабатывает много дофамина. Дофамин — это нейромедиатор, который играет ключевую роль в системе вознаграждения мозга. Он выделяется в ответ на положительные стимулы, такие как вкусная еда, успехи в работе или, в контексте трейдинга, прибыль или ее предвкушение.

С другой стороны, мозг успешных трейдеров продемонстрировал активность в передней островковой коре (anterior insular cortex) — области, связанной с неприятными эмоциональными состояниями, такими как тревога и отвращение. Эти трейдеры чаще продавали активы перед рыночными пиками, реагируя на сигналы организма, которые предупреждали их об опасности. В дело уже включалась интуиция, подкрепленная нейробиологическими процессами, что позволяло им избегать убытков при крахе рынка. 

Алек Смит, исследователь из Калифорнийского технологического института и ведущий автор работы, описывал это так: «более мудрые трейдеры, которые начинают продавать, когда их инсула активна (что указывает на дискомфорт), делают это до пика – трейдерам с чрезмерной «жадностью», измеряемой повышенной чувствительностью прилежащего ядра к покупкам». Как тут не вспомнить цитату героя фильма «Уолл-стрит» Гордона Гекко, который утверждал, что «жадность – это хорошо». 

Но что считается «чрезмерной жадностью» с точки зрения гормональной системы? Всегда ли речь идет о деньгах?

Азартные ставки

Спекуляция по сути может стать формой азартной игры, считает доктор Сара Ньюкомб, специалист по поведенческой экономике.

Всех азартных трейдеров она разделяет на три группы: noobs, «новички», которые не понимают разницу между спекуляциями и инвестициями и не владеют самыми базовыми инструментами трейдинга. «Мечтатели» – те, кто воспринимает торговлю активами и инвестирование, как лотерею, люди с небольшим достатком, которые хотят сорвать куш, чтобы поправить свое положение. И третья группа – thrill seekers. Это как раз любители острых впечатлений. Для таких людей торговля на бирже может превратиться в нечто вроде азартной игры, где главным драйвером становится не доход, а само ощущение риска и возбуждения. 

При этом жажде острых ощущений могут быть подвержены и новички, и профессиональные инвесторы. 

В одном исследовании управляющих хедж-фондами разделили на две группы по типу автомобилей, на которых те ездят: спортивные и обычные. Затем исследователи сравнили торговую активность этих двух групп и обнаружили, что менеджеры фондов, стремящиеся к острым ощущениям и управляющие быстрыми автомобилями, значительно чаще инвестировали в более рисковые ценные бумаги и то и дело платили за свой адреналин деньгами своих клиентов.

Мужской рынок

При этом, женщины и мужчины по разному реагируют на гормональные стимулы. Исследование 2020 года подтвердило, что мужчины действительно более чувствительны к кортизолу и тестостерону. 

Исследователи также обнаружили, что, хотя женщины-трейдеры добиваются более высокого среднего дохода на бирже, чем мужчины-трейдеры, самые лучшие и самые худшие результаты показывают именно мужчины. Вероятно, как раз из-за большей склонности к рискованным операциям. 

В 2010-х годах вышло несколько работ, посвященных критике чрезмерно маскулинной культуры торговых площадок и утверждавших, что женщины, как правило, демонстрируют более взвешенный подход к риску, а значит, более сбалансированное соотношение полов снизит волатильность и поможет стабилизировать рынки. 

Если коктейль из тестостерона и кортизола действительно побуждает к иррационально завышенному риску, что с этим можно сделать? Джон Коутс, британский нейробиолог и бывший трейдер, предположил довольно экстремальный способ: привлекать больше женщин и пожилых мужчин на торговые площадки. Это могло бы уменьшить рискованное поведение, ведь у двух этих категорий людей тестостерона значительно меньше, чем у молодых мужчин. 

Изменить гендерный состав рынка? Звучит довольно утопично, во-первых, не ясно, как это воплотить в жизнь. Гендерный разрыв во всех сферах от политики до инвестиций все еще остается колоссальным. Согласно данным ВТО 2023 года, если в политике разрыв сокращается, в экономических отраслях вовсе нет. По оценкам «ООН-Женщины» от 2023 года, при сохранении нынешних темпов прогресса потребуется 286 лет, чтобы устранить гендерные пробелы в правовой защите, 140 лет, чтобы женщины были в равной степени представлены на властных и руководящих должностях, и 47 лет, чтобы добиться равного представительства в национальных парламентах. При сохранении темпов прогресса с 2006 по 2023 год потребуется 169 лет, чтобы ликвидировать гендерный разрыв в участии в экономической деятельности и возможностях (ВЭФ, 2023). 

Истории основательницы и главы Ark Invest Кэти Вуд, про которую американский Forbes писал, что она «изменила Уолл-стрит» или Джеральдины Вайс, «великой дамы дивидендов» или же Мелоди Хобсон, которая родилась в бедной семье и построила блестящую карьеру в корпоративном мире (она со-председатель Ariel Investment, входит в органы управления JP Morgan и Starbacks) – будут по-прежнему чем-то выходящим за рамки привычного.   

Впрочем, даже теоретическое изменение возрастного и гендерного состава трейдеров, которое предлагает Коутс, вряд ли принесет стабильность на рынки. В том же исследовании 2020 года, посвященном разнице в торговле женщин и мужчин, выяснилось, что увеличение количества торгующих женщин внутри экспериментальной сессии приводит к волатильности цен на активы. 

Что же касается возраста, на данный момент около 58% трейдеров уже старше 40. 

Мир, в котором работает гендерное равенство, а человек научился регулировать свою гормональную систему, еще очень далек. А это значит, что ближайшие годы биржевой рынок останется преимущественно мужским и движимым тестостероном, кортизолом и дофамином. 

Читайте также