«Нелюбимая»: какой получилась лента по песням A’Studio

Опубликовано 8 сентября 2024 10:05

(обновлено 6 сентября 2024 14:15)
post.authors.0.name

Галия Байжанова

Постер к фильму «Стоп, ночь»

В прокат выходит долгожданный мюзикл, основанный на песнях группы A’Studio. Над картиной работал известный режиссер Фархат Шарипов, однако после монтажа и творческих разногласий он решил от нее отказаться, смонтировав собственную, режиссерскую, версию. Сейчас зрителям представляют продюсерский вариант под названием «Стоп, ночь». Фильм же Фархата называется «Солдат любви».

Казахстанская киноиндустрия растет и развивается. Один из признаков – мы впервые увидели, как извечный конфликт между режиссерами и продюсерами реализовался и у нас, причем публично. В итоге получился интересный кейс – режиссер не согласился с окончательной версией монтажа ленты и выдал свой, авторский, вариант, который сохранил первоначальное название – «Солдат любви». К слову, этот фильм отправится в октябре на Пусанский кинофестиваль. А его казахстанская премьера состоится в рамках кинофестиваля «Байконур» 8 сентября.

Продюсеры «Стоп, ночь» Дина Жумабек, которая отработала с Фархатом не один проект, а также один из инициаторов мюзикла – творческий руководитель группы A’Studio Байгали Серкебаев, смонтировали «более коммерческий вариант» и решили на свой страх и риск выдать на суд казахстанских зрителей его. Как рассказала Дина Жумабек, у нее большой опыт продвижения авторского кино в местные кинотеатры, и оно, увы, не пользуется должным спросом ни у зрителей, ни у кинотеатров. К тому же, изначально эту картину задумывали как кассовый проект, рассчитанный на максимально широкую зрительскую аудиторию. Правда, получится ли у «Стоп, ночь», мюзикла, снятого за 700 млн тенге, собрать внушительный бокс-офис – вопрос, ведь показанное совсем не тянет на кинохит.

Лента, в которой очень много труда, массовых сцен и сложных съемок, к сожалению, скорее выглядит как творческая не­удача, нежели народный проект вроде «Дос-Мукасана» Айдына Сахамана. Напомним, то был один из самых успешных фильмов, снятых за счет бюджета – он окупился в прокате и даже заработал. Попробуем разобраться, что у «Стоп, ночь» не так.

О чем картина «Стоп, ночь»

Внимание! В тексте есть спойлеры!

Это история молодого музыканта Бейбута (Кеменгер Орал), который решил стать известным, но не учел, что сцена требует жертв, в том числе семейной жизнью. Пройдя через развод, депрессию и травму, он понимает истинные ценности. Интересно, что буквально два месяца назад в прокат выходил дебютный музыкальный фильм Айторе Жолдаскали под названием Shulamah – он тоже рассказывал о начинающих артистах, при­ехавших из провинции покорять Алматы. Сюжеты похожи, только там препятствием были не жена с сыном (хотя и этот элемент тоже имелся), а жадный продюсер, который заставлял петь примитивные песни и выступать на тоях и банкетах. То была история о дружбе, здесь – о семье. Хотя ленту Айторе мы и критиковали, на фоне «Стоп, ночь» она смотрится в разы свежее.

Видимо, пора уже вводить мораторий на истории провинциалов, приехавших за большой славой в южную столицу. Ведь со времен проекта «Коктейль для звезды», который в 2010 году выпустила Баян, тогда еще Есентаева, ничего не изменилось.

14 лет прошло, уже совсем другие и индустрия, и способ взаимодействия артистов с публикой, а истории все те же. Тем более, что сценарно «Стоп, ночь» выглядит на удивление плоской работой – парень, делающий первые шаги на сцене и только вкусивший славы, уходит в загул: связывается с танцовщицей Джулией, точнее, Жулдыз (Жасмина Нурахметова), бросает свою супругу Алму (Карлыгаш Ермекова), подписывает невыгодный контракт, а когда окажется на больничной койке, поймет, что был тотально неправ.

Кадр из фильма «Стоп, ночь»

Когда проект только разрабатывался, все ожидали там биографии нашего легендарного Батырхана Шукенова. Чуть позже выяснилось, что никаких ассоциаций с ним, кроме песен, которые он когда-то пел, в фильме нет. А за историей молодого неизвестного музыканта, забывшего, что у него есть семья, следить элементарно скучно. Как сказал на пресс-конференции продюсер картины Байгали Серкебаев, «Стоп, ночь» снят в жанре juke-box, то есть музыкальной шкатулки, которая предлагает различные мелодии, если закинуть туда монетку.

В качестве референса он привел мюзикл Mamma Mia! с Мэрил Стрип, построенный на песнях группы АВВА. Там тоже история не имеет отсылок к творчеству коллектива. Но в мюзикле, где пела Стрип, был интересный сюжет – невеста (Аманда Сейфрид) вызывает на свою свадьбу трех предполагаемых отцов (Пирс Броснан, Колин Ферт и Стеллан Скарсгард), ведь мать (Мэрил Стрип) не знает, от кого забеременела. В итоге мама выходит замуж сама. Да и греческие виды острова Калокаири были божественны. Здесь – другое.

Что не так с фильмом «Стоп, ночь»

Помимо очень слабого сценария, который в мюзиклах зачас­тую остается в тени и, будем честны, не является такой уж большой проблемой в этом жанре, в картине неудачная хорео­графия. А ведь здесь движения – важнейший элемент. На этот раз у команды под руководством опытного и очень хорошего режиссера Фархата Шарипова получился не киномюзикл, а театральный – по стилистике та же «Джулия», что шла на одной из алматинских сцен, только перенесенная на экран.

Танцевальные эпизоды в «Стоп, ночь» не всегда оправданы, а порой и чрезмерны, будто бы мы и правда смотрим какую-то театральную постановку или фильм-концерт, а не настоящее кино.

Впрочем, есть два эпизода, заслуживающие похвалы от души. Во-первых, очень эффектная и грамотно выстроенная сцена ссоры Бейбута со своей бывшей женой, которая происходит на лестничной площадке под песню «Еще люблю» из репертуара Кети Топурия. Во-вторых, это сцена в алматинском аэропорту. Как рассказала Дина Жумабек, для работы именно над этими эпизодами пригласили хореографа из Англии Саппла Нама. Что тут сработало – опыт постановщика или то, что именно к этим эпизодам была мощная подготовка – сказать сложно, но смотрится это впечатляюще.

Все остальное выглядит по-разному – от вполне себе «съедобных» сцен вроде исполнения «Джулии» на алматинском Арбате до неудачных танцев супругов на кухне. Там хореографическая часть будто бы отдельный элемент фильма, когда герои вдруг ни с того, ни с сего решили устроить танцевальные баттлы между трапезами.

Кадр из фильма «Стоп, ночь»

В сценах британца хореография создается из бытовых элементов – к примеру, люди, которые едут на эскалаторе, вдруг начинают синхронно поворачивать головы и участвовать в танце. Здесь же хореография несколько искусственна, из удачно использованных моментов только взмахи руками во время ссоры. Некоторые сцены чисто технически смотрятся не так, как хотелось бы – к примеру, в сцене, где шумная толпа молодежи идет от кинотеатра «Арман» на Арбат, а по пути танцует под «Стоп, дождь», музыка звучит лишь как фон, который, к тому же, не очень хорошо слышно, а люди при этом активно танцуют. Легендарная песня, увы, тут не задает настроение и эмоционально не захватывает зрителя так, чтобы он отстукивал в такт любимому хиту, сидя в кресле. В чем там недоработка – в постановке или в звукорежиссуре, подскажут технические специалисты.

И еще один момент – хотя история максимально вписана в современность (туда приглашены сетевые инфлюенсеры, популярные подкастеры, режиссеры и музыканты), она все равно смотрится как ретро, будто речь там не о наших днях, а о 1990-х. Например, главный герой очаровывается танцовщицей. Если вы заметили, пластичные полуобнаженные дивы, сводящие с ума мужчин, уже давно исчезли с радаров. Стриптиз-бары и представления гоу-гоу сейчас скорее редкость. Сегодня в моде совсем другие персонажи, взять хотя бы шуточный, но всеми любимый сетевой образ VIP-казашек. Теат­ральное шоу с облаченными в парики и маски танцовщиками в третьей части тоже будто из клипов 1990-х. Отсылка мало сочетается с нынешним временем. Да и сам музыкальный формат группы с архаичным названием «Дигидай» – качественной попсы – на фоне захвативших все и вся рэперов и кей-поперов тоже смотрится сюжетом из прошлого. Может, тогда стоило развивать все события в 1990-х или 2000-х, ведь это прекрасное для исследования время?

Почему все-таки стоит посмотреть «Стоп, ночь»

Основной удачей картины можно считать исполнителя главной роли Кеменгера Орала. Он профессиональный актер, но в большом кино дебютант, и со своей сложной задачей справился отлично – как оказалось, он прилично поет (хотя большую часть за него и за Батыра исполняет Мади Сыздыков), неплохо танцует, в целом, хорошо двигается и эффектно смотрится на большой сцене. Чем не звезда? У него запоминающееся лицо, обезоруживающая улыбка и своя харизма.

Еще одним плюсом мюзикла «Стоп, ночь» является обилие наших любимых хитов, причем мы их видим не только в новой сюжетной интерпретации, но и в свежей, интересной аранжировке. Есть даже новые песни, которые ранее широкая публика не слышала. К слову, все треки появятся на музыкальных цифровых площадках 5 сентября, в день выхода мюзикла в прокат. Не обойдемся тут и без нашей вечной мантры: давайте поддержим казахское кино в прокате, тем более, что оно связано с отечественными выдающимися артистами – за 37 лет работы группа A’Studio записала 15 альбомов, выпустила 42 видеоклипа, теперь уже два мюзикла и более двухсот песен, каверов и дуэтов.

Подытоживая, все же повторимся – мюзикл «Стоп, ночь» не оправдал всех ожиданий. Увы, он не стал ни гимном Алматы (хотя большинство сцен там происходит на наших любимых улицах), ни рефлексией современного поколения, как тот же «Ла-Ла Ленд» Шазелла, который рассказал нам о миллениалах, всегда выбирающих карьеру и жертвующих ради своих больших грез абсолютно всем. Не найти там и вайба сегодняшнего времени, как в новом мюзикле Жака Одиара «Эмилия Перес», который снял фильм о наркобароне, сменившем пол и получил в Каннах приз жюри и актерские награды.

Конечно, интересно будет посмотреть режиссерскую версию Фархата Шарипова и тогда уже можно будет вынести окончательный вердикт – удаются ли Шарипову мюзиклы, а не только авторские фестивальные драмы, или нет. Но пока «Стоп, ночь» – это одна из самых «нелюбимых» критиками картин, к которым он имел отношение.

Читайте также