Бестселлер в таблетке: как Lexaria хочет заработать на лекарствах для потери веса

Опубликовано
Lexaria собирается превратить уколы в таблетки / Фото: lexariabioscience.com

Бизнес канадской Lexaria Bioscience, чья капитализация на Nasdaq едва превышает $50 млн, — преобразование чужих лекарств с помощью запатентованной технологии. Годами она исследовала ее применение в разных отраслях, пока не нашла свою нишу: Lexaria собирается превращать в таблетки инъекции-мировые бестселлеры от диабета и ожирения от Novo Nordisk и Ely Lilly, в том числе Wegovy и Zepbound. Новый план уже привел к взрывному росту котировок Lexaria с начала года. 

Нужный поворот

Созданная в 2004 году Lexaria изначально занималась разведкой и разработкой нефтегазовых месторождений. Она покупала доли в месторождениях на раннем этапе разработки и планировала зарабатывать на добыче полезных ископаемых. Но по итогам 2013 года Lexaria призналась: она понесла значительные убытки и теперь ее бизнес под вопросом. 

В 2014 году компания совершила неожиданный «разворот», или pivot, как это называют по-английски, когда говорят о резком смене деятельности компании. Lexaria после 10 лет работы в нефтегазовой отрасли решила заняться каннабиноидами в Канаде. Как именно она пришла к этой идее, неизвестно. В ее отчетах лишь говорилось, что компания поняла, что сможет «извлечь выгоду из возможностей» этой индустрии, в том числе, благодаря деловым контактам совета директоров. Медицинская марихуана легализована в Канаде с 2001 года, и c тех пор число ее потребителей неуклонно росло, объясняла компания. 

Lexaria продала  cырьевые активы, погасила долги и в том же году создала совместное предприятие с Enertopia Corp. для развития бизнеса в сегменте медицинской марихуаны, а также купила 51% в компании PoViva Tea, производителе чая и масла с добавлением конопли. 

Спасительная технология 

Бизнес с каннабиноидами в итоге не стал для нее основным, но именно покупка PoViva Tea (сейчас она полностью принадлежит Lexaria) помогла ей найти новую золотую жилу. Вместе с покупкой этой компании ей досталась технология дегидратации DehydraTECH

С ее помощью можно улучшить попадание различных веществ в кровоток: ученые смешивают активные компоненты с определенными жирными кислотами, затем их обрабатывают. DehydraTECH, например, увеличивает биоабсорбцию медицинских каннабиоидов и никотина в 5-10 раз и сокращает время наступления эффекта от веществ с 1-2 часов до нескольких минут. Сначала компания применяла ее только для продуктов с марихуаной. Однако позже решила расширить применение. 

Сейчас Lexaria изучает действие своей технологии на международных бестселлерах «Большой фармы». Речь идет о препаратах от диабета и ожирения на основе семаглутида, действующего вещества Ozempic, Wegovy и Rybelsus от датской Novo Nordisk. Еще – тирзепатида, действующего вещества препаратов Zepbound и Mounjaro от американского конкурента Novo, компании Eli Lilly, а также лираглутида, вещества в основе Victoza и Saxenda от Novo Nordisk. Все это препараты на основе синтетического аналога глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1). Этот гормон регулирует выработку инсулина и сигнализирует о насыщении. Если его в организме мало, то возможны расстройства пищевого поведения, ожирение и диабет. 

В январе этого года компания объявила: она изучит на животных и на людях, как DehydraTECH может улучшить действие перечисленных препаратов. Кроме того, она изучает применение технологии в области лекарств от гипертонии, эпилепсии и противовирусных препаратов. В 2025 году Lexaria начнет испытания технологии для препаратов от гипертензии. 

Только сейчас Lexaria нашла свою нишу, написал в прощальном письме для инвесторов ее гендиректор Крис Бунка. В сентябре этого года спустя 16 лет руководства компанией он покинул свой пост. Бунка сообщил, что уходит, поскольку силен в управлении компаниями в период масштабных изменений, а они Lexaria не нужны —теперь она должна сосредоточиться на коммерциализации своих разработок. Новый гендиректор компании Ричард Кристофер был в числе руководителей стартапа DUSA Pharmaceuticals — от момента старта до продажи индийской Sun Pharma примерно за $230 млн. Бунка останется советником новой управленческой команды. 

Что Lexaria будет делать с лекарствами Novo Nordisk и Eli Lilly 

Мировой рынок препаратов от диабета и лишнего веса на основе GLP-1, с которыми планирует работать Lexaria, оценивается в $49,3 млрд в 2024 году и будет расти в среднем на 11,1% в год до $157,5 млрд к 2035 году, прогнозирует Roots Analysis. 

Новая ниша, о которой писал Бунка, — это, по сути, производство уже известных инъекционных препаратов от диабета и ожирения в форме таблеток, чтобы при этом они были так же эффективны, как оригинальные лекарства. Пока они почти исключительно инъекционные: это дорого, неудобно и может привести к большим колебаниям концентрации препарата, пишут аналитики Zacks Small-Cap Research (Zacks SCR), а биодоступность единственной на рынке таблетки ограничена. 

В августе Lexaria сообщила, что, вероятно, нашла способ снизить расходы на производство Rybelsus. Сейчас в них применяется соединение семаглутида с салкопрозатом натрия (SNAC), однако с DehydraTECH применение SNAC, вероятно, не нужно. На приобретение SNAC Novo Nordisk потратила в общей сложности около $1,8 млрд в 2020 году. 

Инъекционные препараты на основе тирзепатида Zepbound и Mounjaro производства Eli Lilly Lexaria с помощью своей технологии хочет превратить в таблетку, что позволит упростить их прием. 

В случае с лираглутидом исследования показывают, что он менее эффективен, чем семаглудид, и Lexaria решила изучить будет ли результат таким же, если обработать обе эти молекулы с помощью ее технологии. Это исследование проводилось на грызунах. Крысы получали неограниченное количество еды и воды, что обычно приводит к ожирению, пишет компания, но грызуны, принимавшие лекарства, не набрали вес. Этот результат позволяет продолжать исследование.  

DehydraTECH не использует ковалентную связь и не считается новой молекулой, значит, может полагаться на уже существующие данные по безопасности и эффективности субстанций для одобрения регуляторов, пишут аналитики Zacks SCR. По сути это значит, что полученным с помощью технологии Lexaria лекарствам не придется проводить дорогие и длительные исследования — достаточно их сравнить с уже одобренными аналогами. 

На чем сейчас зарабатывает Lexaria 

Сейчас у компании два основных источника дохода: она исследует свою технологию на препаратах по заказу других компаний, а также получает роялти от продажи лицензии на DehydraTECH. 

Она уже продала несколько неэксклюзивных лицензий на использование технологии с каннабисом, каннабиноидами и пищевыми продуктами, а также одну эксклюзивную, действующую только в Японии, — косметологической компании Premier Anti-Aging Co. Лицензионные платежи пока не приносят много дохода, но могут частично финансировать расходы на R&D, писал Zacks SCR. 

Также Lexaria сообщила, что заключила шестимесячное лицензионное соглашение с неназванной фармкомпанией, по которому та протестирует DehydraTECH в доклинических испытаниях – на животных. 

В 2023 финансовом году (закончился 31 августа 2023 года) ее выручка составила $226 тыс., убыток — $6,7 млн. Компания потратила около $3,7 млн на исследования, почти в два раза больше, чем годом ранее. За 9 месяцев 2024 финансового года она получила $380,3 тыс. выручки, чистый убыток составил $3,6 млн. В отчетности она написала, что в следующие 12 месяцев продолжит нести существенные операционные расходы и убытки. 

Взрывной рост

Если исследования Lexaria увенчаются успехом, это станет козырем в переговорах с фармацевтическими гигантами, ведь они могут извлечь выгоду из этой технологии. И, значит, потенциально приведет к существенной переоценке Lexaria, написали аналитики Zacks SCR. 

Сейчас средняя целевая цена от двух аналитиков, следящих за деятельностью компании — $10 за бумагу, по данным MarketWatch. Это потенциал роста почти в три раза к цене закрытия 10 сентября. Акции Lexaria — в портфеле у 35 фондов, год назад их было 26. 

Последние годы инвесторы и пациенты «сходят с ума по лекарствам для похудения», Eli Lilly и Novo Nordisk на много лет опережают конкурентов, писали аналитики Barron’s. Это не останавливает другие компании в борьбе за рынок, пишет издание. Например, фармгигант Roche рассказал о многообещающих результатах испытаний на ранних стадиях своего препарата от ожирения. В начале мая акции Amgen пережили лучший день почти за 15 лет, после того как компания сообщила об исследовании своего лекарства по борьбе с ожирением. Среди других фармкомпаний, участвующих в гонке, — Viking и Structure Therapeutics, напоминает Barron’s. 

С тех пор, как Lexaria объявила о смене рода деятельности, у нее появилось много новых акционеров, написал Бунка. В 2024 году она привлекла более $8,5 млн, в том числе, за счет исполнения варрантов, дающих право покупать или продавать акции компании по заранее оговоренной цене, часто по цене выше, чем стоит акция. 

Всего компания привлекла пять раундов финансирования на $18,9 млн, по данным Crunchbase, и еще $11 млн — при размещении акций на Nasdaq в 2021 году. До этого они торговались вне основного списка на Nasdaq, а также на бирже в Канаде.  
Сейчас капитализация Lexaria составляет более $50 млн. За последние 12 месяцев акции компании подорожали более чем на 229%, до $3,13 за бумагу.

Читайте также