Минфин не будет предоставлять доступ ко всем декларациям казахстанцев для поиска незаконных активов профильным комитетом Генпрокуратуры, сообщил вице-министр финансов Ержан Биржанов. Он подчеркнул, что министерство предоставляет такую информацию по запросу либо само передает в правоохранительные органы данные, вызывающие сомнения.
«Скрывать не будем, если человека включили в реестр (по возврату незаконных активов — прим. ред) и идет какое-то расследование, то мы будем оказывать содействие. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы выводить из тени таких товарищей. Но в любом случае, они (комитет — прим. ред) все-таки надзорный орган и у них больше информации, чем у нас», — рассказал Биржанов в кулуарах мажилиса.
Комментируя высказывание главы Комитета по возврату активов Генпрокуратуры Нурдаулета Суиндикова о том, что прокуроры используют в своей работе любую информацию, в том числе из журналистских расследований, он пояснил, что доступа ко всем декларациям казахстанцев у них нет.
«В регламенте так и написано, если мы выявляем неточности или непонятные цифры, то направляем. Они (в комитете — прим. ред) работают комплексно: допустим, журналисты расследование провели, они проверят источники дохода, посмотрят по бизнесу — оборот показал или нет, акции, дивиденды, ценные бумаги, счета в банках и все остальное. К нам отправят запрос, возможно, сделать проверочные мероприятия или, например, была ли комплексная проверка или нет. Если ничего нет или везде в убытках, то от налогов, скорее всего, ушел, спрятал, либо незаконно получил, рейдерство — много источников есть», — объяснил он.
По его словам, всеобщие деклорирование направленно, в том числе и на борьбу с теневой экономикой, а также с фактами незаконного обогащения. Но проблема в том, что часто незаконные доходы оформляют на третьих лиц или родственников, которые могут не знать о наличии таких активов до начала уголовного преследования.
«Обычная практика, когда доходы, добытые незаконным путем, оформляются на третьи лица. Они иногда даже не знают, что имеют такие активы пока не начинаются судебные тяжбы, где выясняется, что они владельцы нескольких коттеджей, объектов или являются учредителями ТОО — такое тоже случается. При декларировании физлицу проще узнать, что на нем записано и какие вопросы к нему возникнут», — подчеркнул вице-министр.
Ранее Минфин назвал топ-5 стран, где у казахстанских госслужащих есть недвижимость. При этом проверять, откуда у чиновников деньги на имущество за рубежом, в министерстве не планируют.