«Эпидемия одиночества»: чем она грозит и кто на ней зарабатывает

Опубликовано (обновлено )
колумнист Kursiv
Стартап Belong Center планирует запустить телешоу, которое научит американцев заводить друзей. Фото: belongcenter.org

В ходе глобального опроса 2023 года Meta-Gallup в более 140 странах выяснилось, что четверть всех опрошенных страдают от одиночества. Это около миллиарда человек. Недавно ВОЗ объявила одиночество «глобальной проблемой общественного здравоохранения» и создало специальную комиссию по борьбе с ним. 

Одиночество не только вредно, но и дорого. По подсчетам генерального хирурга США Вивека Мерти, оно обходится американским работодателям примерно в $154 млрд в год из-за прогулов на работе, вызванных стрессом. BBC пишет, что около 40 000 японцев умерли в одиночестве в этом году. 

Одиночество шагает по планете. Но если работодателям оно приносит убытки, то есть и те, кто получает на этом прибыль. 

Как пытаются решить проблему, и кто зарабатывает на ней?

Одиночество шагает по планете 

Процесс распространения одиночества, конечно, сильно ускорился во время пандемии коронавируса и локдаунов, но и до этого дела обстояли не лучше. 

Исследование 2018 года страховой компании Cigna показало, что 46% американцев иногда или всегда чувствуют себя одинокими. В 2019 году, когда Cigna повторила исследование, число одиноких выросло до 52%. 

В отчете Центра исследований американской жизни за 2021 год говорится, что 15% мужчин не имеют близких друзей, что в пять раз больше, чем в 1990 году. Каждый пятый мужчина в США, который не женат или не состоит в отношениях, сказал, что у него вообще нет близких друзей. 

В 2023 году Вивек Мерти выпустил подробный доклад под названием «Наша эпидемия одиночества и изоляции». По его мнению, одиночество напрямую угрожает нашему здоровью. Люди, страдающие от социальной изоляции, могут быть подвержены не только депрессии и тревоге, но и риску сердечно-сосудистых заболеваний, а также деменции. 

Он приравнял риск заболеваний, вызванных одиночеством, к риску от выкуривания 15 сигарет в день. По оценкам Мерти, от отсутствия социальных связей в настоящее время страдает больше американцев, чем от диабета или ожирения.

Одиночество как биологическая реакция 

Исследования, на которые опирался его доклад, провели в начале 2000-х Луиза Хокли и Джон Качиоппо из Университета Чикаго. Они использовали эхокардиографию, технологии визуализации деятельности мозга, анализы крови и мочи, чтобы измерить, что происходит c организмом одинокого человека. 

В исследованиях они использовали гипноз, чтобы заставить человека почувствовать одиночество, одновременно измеряя его физиологические параметры. Оказалось, что это чувство повышает кровяное давление, негативно влияет на когнитивные функции, связано с диабетом второго типа и сокращает продолжительность жизни. Позже его связали еще и с суицидальностью, болезнью Альцгеймера и лейкемией. 

В последующих исследованиях ученые наблюдали, что происходит с активностью мозга во время социальной изоляции. Они описывали такой эксперимент: компания друзей играла в мяч, но потом группа исключала кого-то одного из общей игры. Ученые сканировали мозг исключенного участника, и сканирование показало «нейронную активацию в дорсальной части передней поясной коры, которая связана с компонентом болевой реакции». То есть чувство одиночества – это не только эмоция, но и биологическая реакция, примерно, как чувство голода.

«Как голод подталкивает нас к еде, чувство одиночества подталкивает нас к социальным отношениям. Оно должно мотивировать и говорить, что нам нужно больше людей вокруг или что нам нужна поддержка», – объясняла Луиза Хокли. 

Homo Sapiens на протяжений десятков тысяч лет выживал в группе, неудивительно, считает Хокли, что матрица кооперации заложена в нас эволюционно. Если мы оказываемся одни, наше тело реагирует на это.   

Но если в прошлом оставленный в одиночестве человек скорее всего погибал, сегодня он закажет себе суши с доставкой, посмотрит сериал и початится в соцсетях. 

Новая дигитальная эра как цунами сносит привычные нам способы социальной коммуникации. Работа, флирт или покупки в магазине – все это сейчас можно делать удаленно, не выходя из дома. В итоге, одиночество для многих становится частью образа жизни, при этом достаточно комфортного. Хокли также указывает на своеобразную петлю, в которую может попасть человек – когда он чувствует, что никому не интересен, то отказывается от попыток социального взаимодействия и, как следствие, это ведет к одиночеству. 

Борьба с одиночеством как продающая идея 

В конце 2010-х годов, когда тема одиночества стала одной из самых обсуждаемых, примерно, как депрессия в нулевых, боль одиноких людей стала новой целью маркетологов: появились бесконечные коливинги, коворкинги, деревни по интересам, – все, что можно продать под девизом: «Мы помогаем вам заводить друзей», как у американского стартапа Tribe (сейчас Hive). Он, кроме дорогих комнат и квартир в аренду в нью-йоркском Бруклине и Сан-Франциско, одним из первых в мире в виде главной продающей идеи бизнеса по аренде жилья предлагал возможность завести друзей среди соседей.   

Сеть коворкингов WeWork, которая в 2019 году была самым дорогим стартапом Америки с оценкой от частных инвесторов в $47 млрд, а в ноябре 2023 года подала заявление о банкротстве, использовала тот же тезис – преодоления одиночества. И предлагала вместе с арендой рабочих пространств возможность установления социальных связей. 

Множество ее конкурентов тоже рекламировали себя не просто как места, куда люди могут прийти и поработать, но как инкубаторы осмысленного человеческого взаимодействия. 

В итоге идея совместной работы и проживания остается до сих пор мейнстримом для общества в целом и для рынка недвижимости в частности. 

Технологический бизнес тоже отреагировал на запрос борьбы с одиночеством. Кроме бума дейтинговых приложений, еще в середине 2010-х возникли сервисы, помогающие найти друзей, вроде Hey Vina для поиска друзей для женщин. Для молодых мам, желающих завести мам-друзей, появился Peanut. Для тех, кто хочет найти людей, разделяющих схожие увлечения, появился Meetup

После свершившейся революции ИИ начали появляться сервисы на основе машинного обучения, помогающие «прокачать мышцу» социализации. И они привлекают деньги крупных фондов. 

Например, бывший генеральный директор Tinder Рената Ниборг привлекла $4,9 млн от инвесторов, включая Sequoia, для развития Meeno, чат-бота с искусственным интеллектом, который помогает людям практиковаться в сложных разговорах и налаживать доверительные социальные связи. New York Times пишет в ключе борьбы с одиночеством и про чат-бот на основе искусственного интеллекта GPT-4о, выпущенный в мае этого года. Он может понимать не только картинки и текст, но и голос, и отвечать, причем с разными эмоциями. GPT-4o побуждает людей общаться с ним голосом, а не печатать. 

Николас Грей, один из исследователей одиночества, сказал NYT, что пока нет данных о том, как ИИ повлияет на проблему. По его мнению, «реалистичный чат-бот ИИ может временно ослабить чувство одиночества», но говорить, что он сможет его победить – преувеличение.

В итоге, даже при таком количестве приложений и сервисов, проблема остается не решена. Классические дейтинг-приложения со свайпами и лайками сейчас выглядят уже старомодно и подвергаются критике за свою оценочность, а одинокие люди пытаются изобрести новые способы найти себе пару, например, арендуют билборды. 

Мантры в кругу и заезды на велотренажерах

В 2024 году начали появляться и новые оффлайн-стартапы, которые предлагают социализацию, близкую к групповой терапии. 

Все они заявляют своими целями «укрепление дружеских отношений и создание сообществ», и получают на это инвестиции. 

Например, основатели стартапа SoulCycle, предлагающего совместные заезды на велотренажерах под музыку, получили $7,2 млн от Maveron, венчурной компании, одним из основателей которой является Говард Шульц. Инвестиции пойдут на развитие оздоровительного центра Peoplehood, где, к примеру, будут проводить групповые беседы с модерацией. 

Belong Center в Бруклине, основанный Радой Арагвал, где практикуют  дхармическое пение в кругу, групповые медитации и двигательную терапию, получил около $750 000 от Сэма Бен-Авраама, сооснователя магазина кроссовок Kith, и Монти Морана, бывшего руководителя Chipotle. В совет директоров Belong Centre входит бизнесмен (и брат Илона) Кимбал Маск. Он объяснял свое решение войти в совет желанием бороться с проблемой одиночества, которая никогда не была столь актуальной. «В своей жизни я испытал одиночество», – цитирует его The Wall Street Journal, – это одни из самых тяжелых периодов, которые я помню». 

По словам Рады Арагвал, в этом году Belong Center появится в десятке городов США, она также планирует выпуск линии одежды, открытие воскресной школы для детей и запуск телешоу, которое научит американцев заводить друзей. «Все говорят о фитнесе и питании, но люди не понимают, что полноценные отношения также должны рассматриваться как обязательная личная забота», – говорит она. 

Именно такой подход к одиночеству как к проблеме, которая напрямую влияет на здоровье и качество жизни, и отношение к налаживанию социальных связей как к части заботы о себе, сейчас объединяет и предпринимателей, и ВОЗ, и ученых-исследователей. 

Социализация – это важная часть жизни, которой необходимо уделять внимание, наравне с психическим и физическим здоровьем. А уж как именно социализироваться – с помощью приложений, распевания мантр или посиделок с соседями, – зависит от личных пристрастий каждого. Главное, чтобы был эффект. 

Читайте также