Банки и благотворительность: самокаты для детдомовцев и бесплатный тренинг для журналистов

Опубликовано
Редактор отдела "Финансы"

«Курсив» систематизировал информацию о меценатской деятельности банков в 2023 году. Самый крупный соцпроект был реализован на деньги Forte. Самые прозрачные бюджеты – у того же Forte и Халыка. При этом большинство БВУ либо отчитались о своей благотворительности для галочки, либо достижения на этой ниве не заслуживали того, чтобы о них громко говорить.   

иллюстрация: shutterstock

Перечень благотворительных и спонсорских проектов, реализованных казахстанскими банками в 2023 году, подробно отражен в инфографике. Глубина детализации зависела от того, насколько детально сами банки раскрыли сведения о такого рода деятельности в своих годовых отчетах. Деление проектов на две группы (благотворительные и спонсорские) было произведено «Курсивом» на основе собственного (субъективного) понимания того, чем одно направление принципиально отличается от другого. В описательной части к инфографике мы хотим сравнить не сами проекты (ибо разные БВУ располагают разными возможностями, а благотворительность – дело добровольное), а уровень и качество раскрытия банками сведений о том, сколько денег они тратят на меценатство и как именно распоряжаются этими ресурсами.

Среди 12 рассмотренных банков (в периметр обзора не вошли восемь иностранных «дочек» и крошечный региональный Заман) общую сумму расходов на благотворительность раскрывают семь игроков. Из них пять делают это в аудированной отчетности, два – в неаудированных годовых отчетах. Согласно аудиту, в 2023 году Forte потратил по этой статье 6,75 млрд тенге, Халык – 4,55 млрд, Kaspi – 1,13 млрд, Нурбанк – 261 млн, Freedom Bank – 50 млн. Согласно годовым отчетам, расходы БЦК составили 690 млн тенге, Bereke – 130 млн.

В государственном Отбасы, как можно понять из его отчета, благотворительность осуществляется силами самих сотрудников. Наконец, четыре банка свои меценатские траты не раскрывают: Jusan (№6 по размеру активов), Евразийский (№7), Bank RBK (№10) и Хоум Кредит (№13).

Что касается бюджетов отдельных проектов, то этой информацией с общественностью делятся лишь два игрока (Халык и Forte), благодаря чему они заслуживают звания чемпионов по прозрачности в рассматриваемой сфере.

Например, многие БВУ в своих отчетах утверждают, что на постоянной основе поддерживают (в том числе материально) участников ВОВ и (или) помогают не самым богатым семьям упаковать детей в школу. Однако только у Халыка «Курсив» обнаружил точные размеры оказанной помощи и охваченной целевой аудитории: по 100 тыс. тенге для 84 ветеранов войны и совокупно 57 млн тенге (в товарном виде) для 2,5 тыс. школьников.       

Правда, иногда в раскрытиях возникает путаница. Например, в консолидированной аудированной отчетности Халык Банка сказано, что в 2023 году группа внесла 2 млрд тенге в ОФ «Қазақстан халқына». Однако согласно годовому отчету, 2 млрд тенге было направлено в аффилированный БФ «Халык». Судя по ответу банка, в первом документе была допущена ошибка.

«В 2023 году сумма в 2 млрд тенге была направлена в частный благотворительный фонд «Халык», в фонд «Қазақстан халқына» средства не направлялись», – сообщили «Курсиву» в пресс-службе Халыка.

Поскольку в секторе есть явные лидеры с точки зрения прозрачности благотворительных расходов, там должны быть и аутсайдеры. Например, в годовых отчетах двух банков (Bereke и Jusan) «Курсив» не обнаружил информации ни об одном конкретном благотворительном проекте.

Jusan (где в середине 2023 года сменился акционер, а сам банк был возвращен в юрисдикцию РК) в своем отчете поведал, что «продолжил развивать социально ответственный бизнес, активно участвуя в благотворительных и спонсорских проектах, как социальных, так и экологических» и «поддержал ряд образовательных проектов, культурных фестивалей и спортивных мероприятий, а также оказал благотворительную помощь медицинским учреждениям и проектам для людей с инвалидностью». Как отмечается в документе, в 2023 году «особое место в благотворительности и спонсорской деятельности банка заняло направление финансовой грамотности». В рамках данного направления, отнесенного банком к приоритетным, Jusan все-таки раскрыл два конкретных реализованных проекта (см. инфографику). 

Bereke (который весь 2023 год находился внутри госхолдинга «Байтерек») скрупулезно перечислил имиджевые площадки (в том числе «крупнейшие казахстанские и международные деловые мероприятия»), на которых он выступил спонсором, а по поводу благотворительности написал лишь то, что «видит своим долгом оказывать поддержку детским учреждениям и общественным организациям». Для сравнения: в 2022 году тогда еще Сбер успел (скорее всего, до введения санкций) ре­ализовать ряд точечных благотворительных проектов (например, закупить кареты скорой помощи и патрульные полицейские автомобили, профинансировать ремонт пострадавших во время Кантара зданий), а вот ресурсов на спонсорство (да и смысла в нем) у банка уже не осталось.

Читайте также