Экс-супруга Бишимбаева Назым Кахарман на пресс-конференции 27 сентября заявила, что суд не лишил Куандыка Бишимбаева родительских прав из-за того, что дети «не получили психологический ущерб» от отца. Еще одна причина, на которую ссылается суд, в том, что убитая Салтанат Нукенова была сожительницей, а не официальной супругой Бишимбаева.
«Куандык не платит алименты»
На пресс-конференции, посвященной лишению экс-министра нацэкономики РК Куандыка Бишимбаева родительских прав, его бывшая жена Назым Кахарман рассказала, что Бишимбаев не платит алименты детям. По ее словам, Бишимбаев, осужденный за убийство Салтанат Нукеновой, «торгуется», требуя, чтобы дети периодически общались с ним и постоянно — с его родственниками. По словам Назым Кахарман, дети этого не хотят. Она добавила, что недавно подала заявление на получение алиментов в соответствии с их «соглашением».
«Восемь страниц о том, какой он прекрасный отец»
Кахарман назвала две причины, по которым Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних в Астане не удовлетворил ее иск о лишении Бишимбаева родительских прав. Во-первых, по словам Кахарман, судья посчитала, что Куандык Бишимбаев, убив Салтанат Нукенову, не нанес психологического ущерба своим детям.
«Когда я читаю решение суда, у меня волосы встают дыбом, потому что это решение — это восемь страниц о том, какой прекрасный отец Куандык Бишимбаев. Что он в психдиспансере не состоит, еще один абзац о том, что в наркодиспансере не состоит, что он платит алименты, хотя я говорила иное. Что он не может исполнять обязанности родителя по уважительной причине — потому что он в тюрьме. Для суда это уважительная причина», — заявила Назым Кахарман.
В своем решении суд, по словам Кахарман, также сослался на норму статьи 75 Кодекса РК «О браке и семье», согласно которой может лишить родительских прав родителя в том случае, если он совершил убийство члена семьи. Салтанат Нукенову, не состоявшую в зарегистрированном браке с Бишимбаевым, суд не посчитал членом семьи.
«Еще один пункт в решении, это и смешно, и грешно: что в ответ на то, что мы сказали, что он как отец должен был просить закрытый суд, зная, что дети это увидят, судья Нурбаева А. Н. написала, что Бишимбаев не мог знать о последствиях, и решение об открытом суде принимал не он, а судья Айжан Кульбаева. По их мнению, мне теперь на Айжан подавать в суд за психологическое насилие над моими детьми?» — возмутилась Кахарман.
Назым Кахарман добавила, что органы опеки, которые участвовали на всех этапах прений, поддержали ее позицию, но прокурор «почему-то с самого начала встала на сторону Бишимбаева». Кахарман заявила, что будет обжаловать решение суда и продолжит требовать лишения родительских прав Бишимбаева.
«Курсив» рассказывал о том, за что в Казахстане можно лишиться родительских прав. По данным Генпрокуратуры на апрель 2024 года, за три года казахстанские суды удовлетворили 4 101 гражданский иск о лишении родительских прав. В 2023 году прав лишились 1 279 родителей, в 2022 — 1 341, в 2021 — 1 481.