Lifestyle

Узбекское диско и уйгурский рок: вышел альбом советской центральноазиатской музыки Шелкового пути

Фото: youtube.com/@OstinatoRecords, бильд-редактор: Артур Алескеров

Узбекское диско, уйгурский рок и крымскотатарский джаз – все это есть в новом альбоме Synthesizing the Silk Roads. Теперь меломаны могут вновь познакомиться с забытым музыкальным наследием Центральной Азии 80-х и узнать, как оно звучит.

Заново открывая музыкальную Азию

Студия Ostinato Records выпустила альбом Synthesizing the Silk Roads («Синтез Шелкового пути»), в котором благодаря усилиями продюсера Вика Сохони и коллекционера пластинок Анвара Каландарова удалось собрать редкие записи советских музыкантов из Узбекистана, а также из Таджикистана и Крыма. Всего в альбоме 15 композиций:

  • Насиба Абдуллаева – «Я потеряла мечту»;
  • Анжелина Петросова – «Танцующий остров»;
  • «Оригинал» — «Бу Нима Бу»;
  • «Оригинал» — «Сен-Кайдан Биласан»;
  • Хурмо Ширинова – «Пайдот Кардам»;
  • Наталья Нурмухамедова – «Наши ссоры»;
  • «Боллар» — «Лола»;
  • «Яшлик» — «Радость»;
  • «Минареты Несефа» — инструментальная композиция;
  • Махфират Хамракулова – «Я ждала тебя»;
  • «Гюльшан» и Махфират Хамракулова – «Дождь»;
  • «Эфсане» — «Мейхане»;
  • «Оригинал» — «Бу Нима Бу» (инстр.);
  • «Ариран» — «Помни меня»;
  • Исмаил Джалилов – «Гузаль».

«Все дороги ведут в Ташкент»

Подробный обзор на сборник вышел в международном информагентстве AlJazeera. Музыка, спустя десятилетия собранная в один альбом, производит противоречивое, но волшебное впечатление, перенося современного слушателя в прошлое.

«Представьте, что пионеры немецкой электроники из группы Kraftwerk заблудились на самаркандском базаре и отправляются в путешествие по темным переулкам коммунистического эксперимента. Это неоновая открытка из места, где Восток встречался с Западом, а прошлое сталкивалось с будущим – и все это под бдительным присмотром советских цензоров».

AlJazeera
NEW COMPILATION: Synthesizing the Silk Roads / Sounds from 1980s Soviet Central Asia

Synthesizing the Silk Roads рассказывает историю центральноазиатской музыки в советское время, которая была куда богаче и разнообразнее, чем можно подумать. Например, этномузыколог Теодор Левин считает, что именно на дорогах Шелкового пути и проходили первые джем-сейшены, где музыканты адаптировали местные и чужие мотивы под свои и чужеродные инструменты.

Именно в Узбекистане в советское время собирались и русские, и уйгуры, и таджики, и депортированные корейцы, а Ташкент стал «прибежищем для ученых, артистов и музыкальных инженеров». В Центральной Азии постоянно менялись границы, за чем неизбежно следовало слияние культур и музыкальный бум. Леонора Айзенберг, изучающая в Гарварде культуру советской Центральной Азии, считает, что прогрессивное развитие музыкального творчества в регионе было продуктом советской политики, направленной на культурное разнообразие.

Чьи голоса звучат в Synthesizing the Silk Roads

Альбом открывает композиция «Я потеряла мечту» узбекской поп-исполнительницы Насибы Абдуллаевой. История создания песни поэтична и даже символична, ведь в ней и происходит тот самый синтез культур. В 1983 году утром по дороге из Ташкента в Самарканд в машине Абдуллаева случайно поймала афганскую радиоволну и услышала композицию Азиза Газнави (Aziz Ghaznawi), которая заворожила ее.

«С первых нот песня заворожила меня, и я влюбилась в нее. У меня не было ни ручки, ни бумаги, поэтому я попросила всех сидеть молча».

Абдуллаева выпустила кавер в 1984 году, и песня быстро стала хитом.

Многие артисты, вошедшие в сборник, рисковали своей свободой и жизнями, создавая музыку. Лидер узбекской группы «Оригинал» Даврон Гаипов попал в трудовой лагерь на пять лет, обвиненный в организации мероприятий, на которых использовали запрещенные вещества. После выхода он продолжил записывать песни. В альбом попали две песни бэнда: «Бу Нима Бу» и «Сен-Кайдан Биласан».

Основателю крымскотатарской джазовой группы «Минареты Несефа» Энверу Мустафаеву повезло меньше. Он писал на языке крымских татар, который был в то время запрещен, и участвовал в политических сепаратистских движениях, за что попал в тюрьму на семь лет. Выйдя из-за решетки, музыкант вскоре скончался, рассказывает AlJazeera.

Фото: Ostinato Records, AlJazeera

Создатели альбома надеются, что теперь как можно больше людей услышит центральноазиатскую музыку и проникнется ею.

В Казахстане, кстати, были свои диско-кумиры. Композиции в популярном музыкальном стиле 1970–1980-х есть у Розы Рымбаевой и группы «Дос-Мукасан».