Новости

«Очевидно отставание от плановых показателей». Депутат считает невозможным достичь цели к 2029 году по ВВП

Почему Казахстан не достигнет таргета роста экономики к 2029 году / sk.kz, бильд-редактор: Аружан Махсотова

Депутат партии Amanat Берик Бейсенгалиев раскритиковал правительство за отстающий рост экономики по сравнению с показателями стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом он сказал в своем докладе на заседании в мажилисе. Согласно прогнозу правительства, рост экономики в 2024 году прогнозировался на уровне 6%, в то же время, по данным Бюро национальной статистики (БНС), за первые полгода рост ВВП в стране составил 3,3%. За 9 месяцев рост ВВП ускорился до 4%.

«Уже сейчас очевидно отставание от внутренних плановых показателей», – сказал Бейсенгалиев.

Бейсенгалиев напомнил, что президент Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к народу дал поручение удвоить ВВП к 2029 году и довести его до $450 млрд.

«С учетом того, что уже почти 2 года прошли, за оставшиеся 5 лет ВВП должен увеличиться почти в 1,73 раза. Это означает, что среднегодовой темп роста должен быть около 11%», – отметил депутат. 

Бейсенгалиев подчеркнул, что правительство часто ссылается на ситуацию в мире, отвечая на рост экономике в стране. В то же время он подчеркивает, что показатели других стран ЕАЭС «заставляют сомневаться в реальности данного аргумента». 

Согласно статистическим данным, предоставленным Евразийской экономической комиссией, в январе – июне 2024 года объем валового внутреннего продукта ЕАЭС увеличился на 4,6% по отношению к аналогичному периоду 2023 года. При этом в Кыргызстане, Беларуси и Армении производство товаров валового внутреннего продукта достигли свыше 7%, в то же время в Казахстане этот показатель равнялся 3,6%.

«Даже в России, несмотря на жесткие санкции с отключением от Swift, замороженными резервами, находящейся в военной ситуации, – рост выше, чем в Казахстане. В промышленном производстве у нас также самые низкие показатели роста среди стран Евразийского экономического союза», – отметил Бейсенгалиев.

Депутат предложил для стимулирования экономического роста сократить долю государства в экономике, приватизировав неприоритетные активы и привлекая частные инвестиции. Он также отметил, что важно оптимизировать управление госактивами, внедрив современные корпоративные практики и повысив прозрачность в государственных холдингах.

По мнению Бейсенгалиева, требуется ревизия госпрограмм для исключения неэффективных проектов и сокращения избыточных расходов. Развитие государственно-частного партнерства позволит привлечь частный капитал в инфраструктуру и социальные проекты, разгрузив бюджет. Для поддержки бизнеса следует упростить доступ к банковскому кредитованию и стимулировать развитие МСБ. Депутат подытожил, что упор на переработку и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью повысит конкурентоспособность страны, а активизация торговых связей с Центральной Азией и Китаем поможет расширить экспортные рынки.

В феврале президент подвел экономические итоги года и поставил четкий ориентир – увеличение экономики к 2029 году до $450 млрд. Для этого ВВП страны должен ежегодно расти на уровне минимум 6%. Однако в августе Минэкономики обновил ожидания по темпам роста экономики с 6,1% (прогнозируемых в июне) в год до 5,5% (в сентябрьском) год к году.