Защита журналиста Данияра Адилбекова считает решение суда несправедливым из-за отсутствия в его деле общественной опасности. Она намерена оспорить приговор. Ранее Адилбекова осудили на 4,5 года за публикации в Telegram-канале по статьям о распространении ложного доноса и ложной информации.
Адвокат Адилжан Маутканов заявил на брифинге, что для лишения свободы должна быть общественная опасность, посты его подзащитного «никому хуже не сделали».
«Для того, чтобы говорить, что человек обвинил кого-то в преступлении, орган должен сказать, что «Данияр обвинил господина Аккенженова в совершении статьи такой-то УК РК». В нашем случае просто пишется, что «Данияр обвинил Аккенженова в совершении коррупционного преступления». Такое расплывчатое понятие в юриспруденции недопустимо, тем более по уголовным делам. Нам вменяют, что этим постом Данияр сделал заявление и делают отсылку на новое законодательство о том, что публикация в СМИ означает подачу заявления. Но почему-то суд и прокуратура забыли, что анонимные сообщения не подлежат регистрации. (…)
Статья «О защите чести и достоинства» рассматривается исключительно в гражданском суде. Но почему-то именно в отношении Данияра, несмотря на то, что его посты по сути нигде не были опубликованы, их не репостили более-менее значимые для страны СМИ, никто об этом не говорил… Если честно, я сам впервые узнал о канале «Дикая орда», когда завели дело. От того, что он написал пост, он никому хуже не сделал», – считает адвокат.
Маутканов намерен оспорить приговор Адилбекова в вышестоящем суде. Но шансы на пересмотр «оценивает 50 на 50».
«Объясню почему: у меня вызывает недоумение тот факт, что целый месяц ждали прений. Потом я не успел закончить свою речь – она у меня практически на трое суток – а уже после обеда приговор. Получается, судья меня не слушала, мои доводы никак не проверила, никак не обдумала их? Это меня наталкивает на то, что у нее уже сложилось мнение и, соответственно, такое же мнение, скорее всего, сложилось или сложится уже в апелляции», – заявил Маутканов.
Юрист общественного фонда «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова добавила, что надеется на оправдательный приговор. Она отметила, что в ближайшее время будет готово открытое обращение по этому делу и призвала журналистов его подписать.
На прошлой неделе, 18 октября, суд Астаны приговорил журналиста Данияра Адилбекова на 4,5 года заключения по статьям о заведомо ложном доносе о коррупции и распространении заведомо ложной информации. Подсудимый не признал вину.
Поводом для ареста Адилбекова стали его посты в Telegram-канале «Дикая орда». По данным СМИ, в одном из сообщений говорилось, что компания Vitol, занимающаяся скупкой и перепродажей нефти, использует административные рычаги замминистра энергетики Ерлана Аккенженова. Утверждается, что пост написали по заказу нефтетрейдера Саудегерова.
Также в одном из постов якобы говорилось, что редактор издания El Media Гульжан Ергалиева брала деньги за «обеление» осужденного экс-министра Куандыка Бишимбаева.
Другой эпизод связан с председателем правления аэропорта Астаны Юсуфом Альджавдером. Глава воздушной гавани обратился в полицию из-за поста, в котором утверждалось, что он якобы пользовался служебным авто аэродрома, управлял закупками аэропорта, а также посещал ночные клубы.
В декабре 2023 года суд в Алматы приговорил супругов журналистов Владимира и Наргиз Северных к семи и восьми годам тюрьмы соответственно. Их обвиняли в неоднократном вымогательстве в особо крупном размере.