Аналитики международного агентства Fitch Ratings раскритиковали правительство Казахстана за непредсказуемые и чрезмерные изъятия из Нацфонда. Они выступают за то, чтобы ужесточить бюджетные правила и ограничить использование этих средств.
Эксперты подчеркивают, что в законодательстве Казахстана есть неопределенность по поводу изъятий из Нацфонда. Существуют гарантированные и целевые трансферты. Бюджетное правило ограничивает размеры гарантированных трансфертов до 2 трлн тенге в год, а размеры целевых трансфертов неограничены и определяются указом президента по запросу правительства, которое может в течение года произвольно увеличивать использование средств Нацфонда.
Именно эта неопределенность в отношении размеров целевых трансфертов и вызывает критику Fitch Ratings. По мнению аналитиков, если бы ее снизили, то это могло бы укрепить налогово-бюджетную политику Казахстана. С похожим предложением в октябре выступал глава Нацбанка Тимур Сулейменов, который также выступает против чрезмерного использования Нацфонда, так как это препятствует достижению цели по накоплению в Нацфонде $100 млн к 2030 году. Министерство нацэкономики знает об этом предложении, и, судя по комментариям министра экономики Нурлана Байбазарова, не сильно его поддерживает.
«Когда мы подтверждали суверенный рейтинг Казахстана на уровне «ВВВ»/Стабильный» в мае, было неясно, насколько эффективно будут применяться бюджетные правила. Это мнение повлияло на наш прогноз увеличения дефицита государственного бюджета почти на 1% ВВП в 2024 году», – говорится в сообщении.
Сомнения аналитиков в мае оказались не беспочвенны. В начале октября стало известно, что правительство Казахстана решило увеличить размер целевого трансферта из Нацфонда на 2024 год. Вместо запланированных 1,6 трлн тенге он составит теперь 3,6 трлн тенге. А вместе с гарантированными трансфертами общий объем использования средств Нацфонда достигнет 5,6 трлн тенге вместо ожидаемых заранее 3,6 трлн тенге. Решение было принято на фоне недобора налогов и дефицита бюджета.
«Первоначально власти планировали еще больше сократить целевой трансферт до нуля с 2025 года (сохранив гарантированную сумму в 2 трлн тенге), но сентябрьский проект бюджета на 2025 год увеличил ее примерно вдвое – до 3,25 трлн тенге. Продолжающееся использование дискреционного компонента трансферта Нацфонда снижает эффективность фискального правила и бюджетного планирования», – заявили аналитики.
Помимо трансфертов из Нацфонда, правительство Казахстана использует другие «нетрадиционные операции» для пополнения бюджета – это покупка акций «КазМунайГаза» и «Казатомпрома» на средства Нацфонда. Минфин приобретает долю в компаниях, а они, в свою очередь, выплачивают дивиденды в бюджет.
«Слабые стороны макроэкономической политики Казахстана, снижающие доверие и предсказуемость денежно-кредитной и фискальной политики, способствуют снижению рейтинга на одну ступень по столпу «Макроэкономические перспективы, политика и прогнозы» в рамках качественной корректировки рейтинга агентства Fitch», – предупреждает агентство.
Рейтинг Казахстана поддерживается благодаря низкому объему госдолга (22,3% от ВВП в 2023 году) и сильному внешнему балансу, добавили в Fitch.
«Fitch прогнозирует, что показатель госдолга будет в целом стабильным и к концу 2026 года составит 23,6% от ВВП, в то время как процентные ставки по долгу составят 7,8% в 2024 году, что ниже медианного показателя по аналогичной группе в 9%», – отметили аналитики.
Fitch отмечает, что в октябре Казахстан разместил впервые с 2019 года 10-летние еврооблигации на международном финансовом рынке на сумму $1,5 млрд. Тем не менее аналитики считают, что внутренний рынок страны также способен финансировать госдолг страны за счет рекордной прибыли банков и увеличения участия ЕНПФ.