Конституционный суд Казахстана рассмотрит обращение осужденного, который попросил проверить, насколько запреты в колониях строгого режима соответствуют Основному закону. Например, в этих местах нельзя разговаривать по телефону, лежать днем на кровати, курить и покупать продукты.
В Казахстане хотят проверить на конституционность приказ МВД, который вводит ограничения для осужденных, отбывающих наказание в колониях строгого режима и дисциплинарных изоляторах. В обоих учреждениях гражданам запрещается разговаривать по телефону, а в дисциплинарных изоляторах и одиночных камерах – покупать продукты и предметы первой необходимости, курить и использовать днем спальное место.
Обратившийся в суд осужденный считает, что эти нормы ограничивают его право на защиту, юридическую помощь адвоката и не соответствуют минимальным правилам ООН, касающимся обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы).
Конституционный суд обещает проверить эти нормы и разместить итоговое решение на своем сайте и в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда».
В Правилах Нельсона Манделы – президента Южно-Африканской Республики, который провел в заключении 27 лет, написано:
- осужденные имеют право на уважительное отношение;
- осужденные не должны подвергаться пыткам и другим унижающим достоинство видам обращения;
- не допускается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических убеждений;
- тюремная администрация обязана обеспечивать безопасность осужденных;
- все помещения для заключенных должны отвечать санитарным требованиям;
- заключенные имеют право регулярно общаться с семьями или друзьями;
- иностранцам, находящимся в колониях, нужно давать возможность поддерживать связь с дипломатическими и консульскими представителями их страны;
- осужденные имеют право получать информацию, регулярно читая газеты, журналы, слушая радио, которые допускает и контролирует тюремная администрация.
Подробнее о правилах обращения с заключенными можно прочитать здесь.
Ранее Конституционный суд признал незаконным запрет подавать на УДО тем, кому заменили смертную казнь на пожизненное.