Мажилисмен Асхат Аймагамбетов раскритиковал новое бюджетное законодательство и Нацфонд. Он опасается, что министерства станут еще менее подотчетны гражданам, а новые нормы позволят больше воровать из госбюджета.
«Огромные бюджетные полномочия Правительства и Минфина, а также большая автономия администраторов бюджетных программ, не подкрепленные подотчетностью, четкими правилами, процедурами и целевыми индикаторами, создали условия для дефицитного, несбалансированного бюджета и низкой эффективности», — считает мажилисмен.
Депутат утверждает, что теперь кабмин не проводит уточнение бюджета в парламенте. Это, по мнению Аймагамбетова, ведет к тому, что бюджет «меняется до неузнаваемости».
«Им это не нужно. Так легче, так меньше вопросов, можно кулуарно решить любые вопросы. Они самостоятельно проводят по 8–10 корректировок бюджета в год на уровне правительства. В настоящее время сами министерства могут в рамках бюджетных программ самостоятельно перераспределять средства. Четких правил и регламентов просто нет», — пишет Аймагамбетов.
По его словам, из-за введения нового Бюджетного кодекса министерства будут еще более самодостаточны и не в положительном ключе.
«Программы будут укрупняться, и министерствам будет предоставлена еще большая самостоятельность. Я считаю, что автономия без подотчетности, без измеримых и понятных задач, сильных специалистов и нормальной системы госпланирования — это очень опасно. Без изменения внутренних механизмов исполнения и контроля, внешнее введение блочности не решит проблему, а только усугубит ее», — считает депутат.
Он также поднял проблему «лазеек» в Нацфонде. Аймагамбетов отметил, что сейчас национальный фонд превращается в источник, с помощью которого правительство пытается закрыть дыру в бюджете.
«Четкие условия по трансфертам из Нацфонда — это тоже большой вопрос. Гарантированный трансферт из Национального фонда, казалось бы, должен сдерживать правительство, но остаются лазейки. Нацфонд, который должен использоваться как фонд будущих поколений, превратился в основной источник покрытия дефицита бюджета и решения проблемы неэффективности», — пишет депутат.
Аймагамбетов отметил, что депутаты уже предложили поправки в новый Бюджетный кодекс. Они касаются следующих моментов:
- прозрачных и измеримых индикаторов эффективности для всех структур, использующих средства из госбюджета,
- обязательной подотчетности министерств гражданам и правительству.
Он добавил, что эти и другие «правильные» поправки правительство пока не поддержало, но они бурно рассматривают этот вопрос. По мнению Аймагамбетова, новый Бюджетный кодекс может открыть больше возможностей для злоупотребления госбюджетом.
«Гибкость — это хорошо, но только при условии, что каждый потраченный тенге можно проследить и оправдать перед обществом», — заключил мажилисмен.
«Курсив» рассказывал о новом Бюджетном кодексе, который был принят до конца 2024 года. Согласно пресс-релизу министерства нацэкономики, бюджетную программу больше не будет согласовывать и утверждать — ее будет подписывать руководитель бюджетной программы. Помимо этого, новый кодекс предусматривает использование целевых трансфертов из Нацфонда только для финансирования критически важных объектов и проектов общегосударственного значения.
Ранее проект нового Бюджетного кодекса также раскритиковал Halyk Finance по тем же причинам, что и Аймагамбетов: представительство банка посчитало, что новый документ снижает контроль общественности за тем, на что тратятся деньги из госбюджета.