Супероптимизм, с которым были запланированы затраты казны на текущий год, привел к тому, что кабмин для их финансирования намерен нарастить изъятия из Нацфонда до 5,6 трлн тенге. И эта сумма значительно превышает трансферты кризисного 2020 года.
В январе – сентябре 2024 года поступления в госбюджет, который включает республиканский бюджет и местные бюджеты, сложились ниже плановых значений (по некоторым позициям ниже, чем в аналогичном периоде 2023-го), что привело к увеличению разрыва между доходами и затратами. Эту ситуацию министр финансов РК Мади Такиев связал «со слишком высоким прогнозом в прошлом году». Чтобы сбалансировать государственные финансы, казахстанский кабмин намерен изъять из Нацфонда больше утвержденных на текущий год объемов.
Изъятия из Нацфонда компенсируют низкую собираемость налогов
В январе – сентябре 2024-го налоговые поступления в государственный бюджет составили 13,6 трлн тенге, и это всего на 2,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительная динамика сложилась благодаря увеличению поступлений по индивидуальному подоходному налогу (+349,3 млрд тенге), социальному налогу (+209,9 млрд тенге) и корпоративному подоходному налогу (+108,5 млрд тенге).
Однако значительно сократились выплаты по налогу на добавленную стоимость, который в предыдущие пять лет формировал более четверти всех налогов, или пятую часть всех поступлений в государственный бюджет. Выплаченная в казну сумма НДС в январе – сентябре 2024-го составила 3,6 трлн тенге, что на 12,6% меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Последний раз отрицательная динамика фиксировалась в пандемийном 2020 году, по итогам девяти месяцев которого выплаты НДС сократились на 8,2%.
Ухудшение собираемости НДС отражает и другой показатель – соотношение фактических поступлений в отчетном периоде и запланированного годового итога. За девять месяцев 2024-го исполнение налога на добавленную стоимость сложилось на уровне 48,8%, и это на 22 п. п. ниже, чем было в аналогичном периоде прошлого года. Однако результаты 2023-го из-за чуть не случившегося бюджетного кризиса не совсем подходят для сравнения. Среднее значение этого коэффициента в посткризисный период – в 2021–2022 годах – сложилось на уровне 74%.
По нашим расчетам, в отчетном периоде комитет госдоходов собрал НДС на 1,5 трлн тенге меньше, чем рассчитывал казахстанский кабмин. Основной недобор зафиксирован по НДС на товары, импортированные из стран за пределами ЕАЭС, и он составил порядка 683 млрд тенге. Напомним, в январе – сентябре импорт из этой группы стран сократился в стоимостном выражении на 7,6%. Недобор в сумме 540,2 млрд тенге зафиксирован по НДС на произведенные товары и услуги внутри РК.
При этом краткосрочный экономический индикатор не сигнализирует о снижении деловой активности в казахстанской экономике в январе – сентябре текущего года (статистика по ВВП за анализируемый период еще не опубликована). Также зафиксирован недобор в размере 232,5 млрд тенге по НДС на товары, ввезенные из ЕАЭС. Статистика за январь – сентябрь 2024 года по импорту из стран ЕАЭС еще не опубликована, но соответствующая статистика за первые восемь месяцев не фиксирует существенных проблем в этом направлении – поставки в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 0,9%.
Отмеченный выше незначительный прирост выплат по корпоративному подоходному налогу, который в предыдущие годы формировал четверть налогов государственного бюджета, в действительности маскирует непростую ситуацию по собираемости этого налога. Напомним, в государственной казне отражаются как выплаты по КПН от крупных компаний, которые идут в республиканский бюджет, так и выплаты от МСБ, которые поступают в местные бюджеты.
Выплаченная сумма КПН от малого и среднего бизнеса оказалась на 18,3% больше, чем рассчитывали собрать по итогам девяти месяцев текущего года. Тогда как недобор поступлений по КПН от крупного бизнеса (за исключением нефтяных компаний), по нашим расчетам, составил 913,7 млрд тенге, или почти 30% к запланированному на январь – сентябрь 2024-го объему.
Низкая собираемость по ключевым налогам привела к тому, что кабмин изъял из Нацфонда больше, чем планировал на весь текущий год. Правительство еще раз воспользовалось схемой опосредованного изъятия из Нацфонда. Напомним, в прошлом году Министерство финансов на деньги НФ РК выкупило у ФНБ «Самрук-Казына» 20% акций КМГ. Затем национальная компания выплатила новому акционеру –Министерству финансов РК – дивиденды в размере 1,3 трлн тенге, они, в свою очередь, были перечислены в казну.
На этот раз были использованы ценные бумаги «Казатомпрома», и в результате опосредованного изъятия из Нацфонда в госбюджет поступили дополнительные 694 млрд тенге (по статье «дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности»). Одновременно с этим в отчетном периоде кабмин успел изъять из Нацфонда чуть больше 4 трлн тенге в рамках гарантированного и целевого трансфертов, хотя планировали за весь текущий год вытащить из него только 3,6 трлн тенге.
Бюджетный дефицит ведет к увеличению государственного долга
Дополнительные изъятия из Нацфонда позволили кабмину не сокращать затраты госбюджета. По итогам января – сентября 2024-го затраты казны составили 20,7 трлн тенге, что на 12,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Коэффициент исполнения затрат госбюджета, определяемый как соотношение фактических выплат в отчетном периоде и запланированного годового итога, остался на прежнем уровне – 67,3% против среднего значения в 68%.
Стабильно растущие затраты финансируются не только за счет дополнительных изъятий из Нацфонда. Кабмин активно занимает, чтобы сводить баланс – последние несколько лет бюджет стабильно закрывается с дефицитом. Такое положение дел привело к изменению структуры затрат госбюджета.
Традиционно три направления – образование, соцобеспечение и здравоохранение – забирали основную часть затрат. Но по итогам января – сентября 2024-го сфера здравоохранения по объему затрат госбюджета переместилась на четвертое место. Теперь на третьем месте затраты на обслуживание долга. Если в аналогичном периоде прошлого года на эту статью израсходовали порядка 1,6 трлн тенге, или 8,8% от всех затрат госказны, то в январе – сентябре 2024-го – почти 2 трлн тенге, или 9,6% от совокупного результата.
Разрыв между доходами и затратами госбюджета по-прежнему значительный и, что важнее, продолжает увеличиваться. В анализируемом периоде затраты превысили доходы на 1,7 трлн тенге (против 1,3 трлн тенге в аналогичном периоде 2023-го).
Такая несбалансированность государственных финансов предсказуемо приводит к росту ненефтяного дефицита казны, который в отчетном периоде достиг 7,1 трлн тенге, что на 6,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Изъятия из Нацфонда будут рекордными
В начале ноября Минфин представил на публичное обсуждение пакет изменений в закон о республиканском бюджете на 2024 год. Из него следует, что кабмин не рассчитывает на улучшение собираемости налогов в оставшиеся до конца текущего года месяцы.
В то время как затраты республиканского бюджета практически остались на запланированном уровне, существенно пересмотрены налоговые поступления. Прогноз по налоговым поступлениям определен в сумме 12,7 трлн тенге, или уменьшение против ранее утвержденного плана на 3,1 трлн тенге. Минфин уточнил прогноз по КПН от ненефтяного сектора в сумме 3,7 трлн тенге с уменьшением против утвержденного плана на 1,1 трлн тенге. Министерство также снизило ожидания и по НДС – до 5,8 трлн тенге (сокращение против утвержденного плана на 1,5 трлн тенге).
Прогнозируемый недобор по налогам предполагается покрыть за счет дополнительного изъятия из Нацфонда. По всей видимости, еще раз будет задействована опосредованная схема изъятий – из законопроекта следует, что вырастут «поступления дивидендов на государственный пакет акций и поступления части чистого дохода республиканских государственных предприятий» более чем на 1 трлн тенге. Добавим, что по итогам января – сентября 2024 года эти две статьи принесли республиканскому бюджету порядка 751,9 млрд тенге.
Наконец, в текущем году увеличится объем целевого трансферта – с утвержденных 2 трлн до 3,6 трлн тенге. «Средства будут направлены на поддержание уровня регионального роста и финансирование социально значимых и стратегически важных инфраструктурных проектов в условиях рисков снижения темпов роста ВВП», – указывается в законопроекте. Вместе с утвержденным на текущий год гарантированным трансфертом в сумме 2 трлн тенге правительство возьмет из Нацфонда 5,6 трлн тенге, – и это на 830 млрд тенге больше, чем было в коронакризисном 2020 году. Если прибавить к этому стоимость сделки «Казатомпрома», получаются и вовсе беспрецедентные 6,3 трлн, и это как минимум.