Рокки Бальбоа на стероидах: почему Дональд Трамп выиграл президентские выборы
Попытка кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа снова стать президентом США оказалась успешной – он триумфально возвращается в Белый дом. Почему так произошло?
«Красная» волна
День выборов 5 ноября 2024 года по сравнению с выборами 2016 и 2020 годов оказался особенно… тихим. Не было сообщений о масштабных фальсификациях и протестах. Все следили за семью ключевыми штатами, которые решали исход выборов: Мичиган, Висконсин и Пенсильвания (штаты «ржавого пояса»), Джорджия, Невада, Аризона и Северная Каролина (штаты «солнечного пояса»). А по факту наблюдали за тем, как карта США «покрывалась» красным, республиканским, цветом – по мере того, как становились известны предварительные итоги голосования.
К текущему моменту Трамп получил 295 голосов выборщиков, Камала Харрис – 226. Если добавить пока еще предварительные результаты Невады и Аризоны, Трамп становится фаворитом этих выборов с 312 выборщиками. Получается, что он выиграл в пяти из семи спорных штатах, Невада и Аризона тоже могут «уйти» к нему.
В 2020 году Трамп победил только в колеблющейся Северной Каролине. Уже на этих выборах он стал не только победителем по числу выборщиков, но и в абсолютном голосовании — 73,6 млн голосов (50,7%) против 69,3 млн (47,7%) у Харрис по предварительным данным. Трамп стал первым республиканцем за 20 лет, кто победил и в национальном голосовании, и в битве за выборщиков.
Если мы посмотрим на результаты этих выборов, то придем к простому и очевидному выводу — США «покраснели». Прореспубликанские штаты еще активнее стали голосовать за Трампа, а отдельные продемократические стали более лояльны к республиканцам.
Вместе с победой в битве за Белый дом, республиканцы, по предварительным данным, получили 52 места в Сенате против 44 у демократов. Это не финальные результаты. Для абсолютной победы республиканцам в идеале нужно получить 60 мест — это позволить им обойти филибастер, тактику, при которой партийное меньшинство (в данном случае демократическое) бесконечно обсуждает принимаемые законопроекты, а иногда и вовсе их блокирует. Итоги выборов в Палате представителей тоже не окончательные, но уже сейчас мы видим тренд в пользу республиканской партии.
Велика вероятность того, что Конгресс будет полностью «красным».
Почему так произошло?
Две битвы Трампа
Президентская кампания 2024 года очень сильно отличалась от предыдущих двух электоральных битв Трампа. Во-первых, на наших глазах случился исторический прецедент — замена основного кандидата у Демократической партии. Байден в июле 2024 года отказался от участия в выборах после неудачных дебатов с Трампом и слабых показателей в семи колеблющихся штатах, которые определяют итог выборов. Себе на замену он предложил Харрис, которая в сжатые сроки должна была победить республиканца.
Во-вторых, c 2016 года, когда Трамп первый раз выиграл выборы, в США поменялся медийный ландшафт. В этом году опросы показывают рекордно низкий уровень доверия американцев к традиционным медиа — газетам, радио, интернет-СМИ и кабельному телевидению. Впервые с 1972 года только 31% американцев доверяют СМИ.
Надо сказать, что к падению уровня этого доверия приложил руку и сам Трамп. В 2016 году, во время своей предвыборной кампании, он ловко разделил все медиа на «хорошие» и «фейковые». Лицом последних, по его мнению, стал CNN – после того, как канал одним из первых обвинил Трампа в «связях с русскими».
В этом году большинство традиционных СМИ поддерживали нарратив «Трамп — фашист и диктатор». В итоге Трампу пришлось сосредоточиться на новых медиа – подкастах и интернет-шоу. К примеру, во время своей кампании он стал гостем подкаста Джо Рогана, у которого 18 млн подписчиков на YouTube. Трехчасовое видео разговора подкастера и кандидата в президенты, набравшее более 47 млн просмотров, проходило в спокойной обстановке. Он без ограничений времени на ответ давал развернутые комментарии по важным для избирателей темам.
Эмоциональность, порой даже импульсивность на фоне менее коммуникабельной Харрис показались зрителям силой. Там, где Харрис боялась сказать лишнее, Трамп говорил сполна.
В-третьих, Трамп сумел превратить свои слабости в силу.
Против него завели четыре уголовных дела, антирекорд для кандидата в президенты США. После решения присяжных на суде в Нью-Йорке о виновности Трампа, его рейтинги внутри родной республиканской партии упали. Но всего спустя месяц он смог восстановить доверие.
На него были совершены два покушения, после которых он не просто выжил, но и стал победителем. Кадры, где Трамп поднимает кулак в небо и кричит «сражайтесь, сражайтесь, сражайтесь!» на фоне американского флага, войдут в историю. Покушение рейтингов не дало, всего на 1% выросли цифры одобрения его кандидатуры. (Для сравнения: после покушения на Рональда Рейгана в 1981 году, его рейтинги подскочили на 8%). Но они сказались на укреплении его образа борца за Америку.
Новое американское общество
Принято считать, что в США есть синие и красные штаты, но если копать глубже, то выясняется, что конфликт республиканцев и демократов проходит по линии города и периферии. Первые за Демпартию, а вторые за Республиканскую. В этом году Трампу удалось невозможное — улучшить отношение к себе всех групп электората. Есть только два исключения — молодые девушки с высшим образованием и пенсионеры 65+ лет. Они по-прежнему голосовали против него.
Успех Трампа можно объяснить через теорию политических технологий. Что нужно сделать кандидату на выборах? Позиционировать себя и репозиционировать своего оппонента.
Первое означает, что политику надо объяснить, почему за него надо голосовать и ответить на два вопроса — почему и для чего он идет на выборы. «Почему» — про эмоциональную часть, политик честно отвечает себе, зачем ему это нужно. Мотивы бывают разные, от желания всем нравиться до фанатичной веры в необходимость спасти страну. Вопрос «для чего» отвечает за рациональную часть, что конкретно предлагает политик в экономике, международных отношениях и других сферах.
Трампу удалось ответить на оба этих вопроса и понравиться избирателю.
Социологические исследования фиксировали три главных темы, которые беспокоят американцев: экономика и рост цен, нелегальные мигранты и безопасность, международные конфликты и роль США в них. Трамп давал четкий ответ американцам: инфляцию снизит, международные конфликты закончит, а нелегальных мигрантов депортирует.
Харрис же в ходе своей кампании в основном пыталась «репозиционировать» Трампа — объяснить, почему за него не надо голосовать. В качестве аргумента она называла его фашистом, обвиняя в поляризации общества и авторитарных замашках. Причина — негативное отношение Трампа к нелегальным мигрантам. При этом она сама металась между платформой Демпартии, которая поддерживает нелегальных мигрантов и хочет натурализовать их, и умеренным избирателем, который негативно к ним относился. Но главное, чего она не смогла сделать — ответить на вопросы, для чего и почему она избирается. Финальные минуты дебатов Трампа и Харрис закончились вопросом: «Зачем вы избираетесь, если за предыдущие три года не смогли решить эти проблемы?».
Демонизация Трампа тоже не сработала. Пока большинство СМИ писали негатив о Трампе, он ходил по подкастам и разговорным шоу. Харрис первые 40 дней кампании игнорировала даже дружественные СМИ. Ее поддержали звезды Голливуда, Барак Обама, Дик Чейни, действующие политики, большие корпорации, но она все равно проиграла.
Трамп как герой фильма
Возможно, Харрис не смогла полностью дистанцироваться от Байдена, и его ошибки проецировались в глазах избирателя и на нее тоже.
Президентство Байдена было слишком невнимательным к избирателям. Когда инфляция разогналась, в интервью Time он прокомментировал это словами о том, что рост заработной платы превысил рост цен и что причина инфляции в действиях американских корпораций, которые «наживаются на потребителях». Но больше внимания, по моему субъективному мнению, он уделял международной повестке – и говорил про необходимость поддерживать Израиль и Украину.
На фоне Байдена Трамп выглядел настоящим миротворцем — за время своего президентства он не развязал ни одной войны, принял решение о выводе войск из Афганистана, а сейчас обещал остановить все конфликты во время своего нового срока.
Кроме того, после прихода к власти Байдена в 2021 году страна находилась в постоянном конфликте. Американцы хотели получить четкие ответы на свои вопросы — что делать с экономикой, как прекратить постоянные войны с участием США и как вернуть себе свободу слова, которой словно стало меньше. Во время пандемии аккаунты в социальных сетях банились из-за упоминания ноутбука Хантера Байдена или критики обязательной вакцинации. Да что там говорить, даже аккаунты Трампа оказались заморожены в основных социальных сетях. Избиратели во время президентства Байдена увидели, как хрупка их свобода и как государство легко может ограничить как их физическое передвижение, так и распространение информации в интернете.
Трамп же, пройдя через уголовные дела и попытки его убить, будто стал главным героем фильма под названием «Выборы-2024». Больше всего мы любим истории про героев, которые упали, поднялись и смогли победить. Версия республиканца 2024 года — это политический Рокки Бальбоа на стероидах. Избирателю это понравилось, как и четкие ответы на их запросы.
В ближайшее время от него стоит ожидать шагов, которые должны привести к росту экономики США, мер по противодействию Китаю, а также попытки завершить конфликты России и Украины, Израиля и Палестины.
Если Конгресс будет «красным», у Трампа будут почти полностью развязаны руки. Он сможет принять Trump Trade Act и поднимать тарифы против любых стран на тот уровень, какой посчитает нужным. Если Палата представителей будет за демократами, нам стоит ждать сопротивления по многим вопросам.
Получится ли у него, никто не знает. А вот что известно наверняка, так это любовь Трампа к самому себе. Похоже, что свой новый срок он воспринимает, в том числе, как возможность навсегда остаться в истории и удовлетворить собственное эго.