Проект, в котором Ринат Балгабаев показывает угнетенное положение тех, кто оказывается в самой низшей прослойке наркобизнеса, в то время как его организаторы остаются безнаказанными. В фильме представлены реальные истории людей, которые пошли на этот риск: подростков, желающих заработать, матерей, которые пытались прокормить детей, и тех, кто хотел выйти из долгов. Все они оказались на долгие годы за решеткой. Kursiv LifeStyle посмотрел фильм и поговорил с автором.
По словам режиссера, тема была выбрана не случайно. Ранее Балгабаев уже выпускал фильм о наркобизнесе — «Соль». Тогда картина получила широкий отклик не только у зрителей, но и у властей. Режиссера пригласили на большое совещание, где обсуждались проблемы, связанные с наркозависимостью, и началась активная разработка методов борьбы. Именно в тот момент у автора появилось желание снять продолжение.
Вторая причина — рост числа осужденных за распространение наркотиков. Автора поразило то, что на скамье подсудимых оказываются «закладчики», а не их работодатели.
«4 300 человек в колониях Казахстана отбывают наказание за распространение и хранение наркотических веществ, при том, что у нас тюремное население всего 35 тысяч. Им дают огромные сроки — 10 лет минимум, и это не зависит от того, много или мало наркотиков было при курьере. К тому же по такой статье редко выходят по УДО, в основном отбывают наказание полностью. Плюс, я узнал, что среди «закладчиков» стало очень много несовершеннолетних и женщин», — рассказывает Ринат Балгабаев.
Истории героев
Фильм «Закладка» снимался в колониях Карагандинской области. Режиссер отмечает, что в героях недостатка не было. Балгабаев выделил три причины, по которым люди решаются стать закладчиками: нужда в деньгах, легкая нажива и зависимость, так как некоторые получают дозу в качестве оплаты.
«Они легко согласились сняться в фильме, думаю, потому что им самим важно предостеречь других, выговориться. Большинство из них, когда шли на это, не знали, что получат такой большой срок. Они – не типичные уголовники, не выглядят как люди, ведущие асоциальный образ жизни. Это заблудшие люди, которые в основном по глупости оказались в колонии», — считает Балгабаев.
Гульназ
У каждого героя уникальная история. 56-летняя Гульназ, со слезами на глазах, рассказывает, как в зрелом возрасте пришла в наркобизнес и попала за решетку.
«Я из Туркестана. У моей сестры была свадьба сына, а у нас, у казахов, особенно на юге, принято вкладываться в такие события. В тот момент я заняла 300 тысяч на той под проценты. Но меня уволили с работы, проценты росли, и так получилось, что я должна была выплачивать по 200 тысяч в месяц, и это только проценты. А у нас такой работы нет в Туркестане. Самая большая зарплата — 150 тысяч», — вспоминает осужденная.
Нехватка денег и отсутствие работы вынудили Гульназ искать вакансии в интернете. Там она и наткнулась на объявление о наборе «закладчиков». По словам женщины, она считала, что все, что в интернете, – легально.
«Ее еще месяц обучали, как пользоваться приложениями на телефоне, чтобы она могла работать курьером», — говорит Балгабаев.
Гульназ успела заработать всего 200 тысяч. Ее осудили на 10 лет.
Айдын
Еще один осужденный, чья история остается в памяти после просмотра фильма «Закладка», — Айдын. Парень из многодетной семьи хотел заработать на свадьбу сестры.
«Нас четверо в семье, и старшая сестра выходила замуж. Я хотел ей помочь, заработать, так как в семье не хватало денег. Родители еще в разводе сейчас. Просто хотел заработать ради сестры, чтобы ее свадьба прошла хорошо… А когда у нее была свадьба, я уже сидел в тюрьме», — вспоминает парень.
Айдын проработал всего неделю и собирался завязать, планируя выполнить последний заказ. Именно тогда его и арестовали. Он получил 12 лет колонии.
Иван
Самый минимальный срок из тех, чья история рассказана в фильме, — у Ивана. И дело не в везении, а в том, что парню на момент ареста не было 18 лет.
«Я из обычной семьи. Мать меня одна воспитывала. Отец умер, когда мне еще не было шести лет. В колледже я начал понимать, что мама одна не справляется. Начал искать работу — грузчиком, доставщиком пиццы. Денег все равно не хватало. В 15-16 лет часто обманывают: то зарплату полную не выдают, то просто увольняют, так как нет трудового договора. Я наткнулся на объявление курьера — 40 тысяч в час. Решил попробовать», — рассказывает осужденный.
Ивана осудили на семь лет.
Среди тех, кто согласился сняться в фильме, есть женщины с малолетними детьми, влюбленная пара, студенты. Всех их объединяют несколько фактов: каждый проработал недолго, заработал немного – и теперь всем им предстоит провести за решеткой долгие годы.
Это не первая работа Балгабаева, которая, судя по комментариям, нашла отклик у зрителей в этом году. В начале года режиссер выпустил документальный фильм «Горгона». В нем своими историями делятся женщины, столкнувшиеся с сексуализированным насилием.
На вопрос о том, сложно ли снимать документальное кино в Казахстане, Балгабаев ответил однозначно: сложно!
«Это очень дорого. Командировки по Казахстану обходятся дорого. Это несколько месяцев работы, плюс оплата профессионалам. Все упирается в деньги — расходы огромные, техника очень дорогая. Найти финансирование, чтобы снимать на постоянной основе, очень сложно. Я использую и свои деньги, и деньги спонсоров. Но мы же снимаем не рекламные фильмы, и темы у меня довольно негативные, поэтому найти поддержку тяжело. В этом и заключается главная сложность. А историй в Казахстане много, мне кажется, наша страна очень подходит для таких проектов: много героев, много проблем, о которых можно снимать», – говорит режиссер.
Фильм «Закладка» полностью снят на донаты зрителей.